Урок 4 - Рынки НТИ MariNet

MariNetОПИСАНИЕПредметная область Маринет — морская отрасль, одна из фундаментальных основ глобальной экономики: свыше 80% объема всех мировых перевозок, более 30% добычи нефти, один из основных резервов в области добычи полезных ископаемых и производства продовольствия. Объем ключевых гражданских сегментов морской отрасли превышает 2,5 трлн долларов в год: на первом месте — морская добыча полезных ископаемых (1,6 трлн долларов), потом — морской транспорт (500 млрд долларов), затем — рыбный промысел и производство аквакультуры (190 млрд долларов), морской туризм (120 млрд долларов) и судостроение (100 млрд долларов). Фундаментальный характер отрасли обусловливает ее долгосрочное развитие на десятилетия и даже сотни лет вперед, а глобальный характер позволяет сразу выходить на мировой уровень компаниям, успешно предлагающим свои решения для морской отрасли.Развитие технологий в рамках приоритетных рыночных сегментов Маринет не только позволит российским компаниям занять лидирующее положение на выбранных мировых рынках, но и обеспечит России ведущую роль в глобальном процессе формирования информационной среды и стандартов цифровой навигации; повышение привлекательности российских портов и морских транспортных коридоров (в том числе на трассах Северного морского пути); повышение уровня контроля морских акваторий; расширение доступной базы российских природных ископаемых; создание стратегических запасов; а также расширение перспектив освоения минеральных и энергетических ресурсов Мирового океана; повышение эффективности освоения ресурсов Арктики и Дальнего Востока; усиление конкурентоспособности российских судоходных компаний, добывающих компаний и производителей аквакультуры; повышение конкурентоспособности отечественного судостроения и снижение зависимости от зарубежных технологий, в том числе и в области военного судостроения.Анализ развития морехозяйственной деятельности многих стран, таких как Япония, Китай, США, Норвегия и др., показывает, что освоение ресурсов Мирового океана содержит, помимо перспектив создания новых рынков объемами в триллионы долларов, гигантский потенциал размещения будущих уникальных производств. Более того, в обозримом будущем Мировой океан может стать основным источником ресурсов, включая энергетические, средой постоянного обитания части человечества, а на стадии развития общества, основанного на мудрости (wisdom based society), сможет предоставлять возможности управления климатом на Земле.Приоритетными рыночными сегментами «дорожной карты» определены: цифровая навигация (e-Navigation), технологии освоения ресурсов океана и инновационное судостроение. Ключевыми критериями для выбора перспективных сегментов, помимо объемов и динамики роста рынков, являются следующие:в данных сегментах в ближайшие десятилетия будут происходить существенные изменения в используемых технологиях, которые не просто сформируют принципиально новые сегменты рынка, но и окажут значительное воздействие на саму модель функционирования морской отрасли, поэтому это является фактором для обеспечения лидерства российских компаний на этих высокотехнологичных рынках за счет раннего выхода на эти рынки и опережающего развития технологических решений и стандартов;наличие технологических заделов в указанных направлениях, что позволяет говорить не просто о наличии перспективных рынков, но и о возможности создания конкурентоспособных на мировом рынке коммерческих продуктов для указанных сегментов;наличие российских компаний, обладающих существующими коммерческими достижениями и стремлением к лидерству на мировом рынке в указанных направлениях, которые готовы непосредственно участвовать в работе Маринет и реализовывать проекты в рамках «дорожной карты» (как фактор реалистичности проектов и амбиций по формированию мировых лидеров из числа российских компаний).ЦЕЛИЦелью «дорожной карты» является формирование лидерства российских компаний на указанных перспективных рынках морской отрасли. Каждому из сегментов этой интегральной цели соответствуют свои конкретные стратегические цели.Цели в сегменте цифровой навигацииОпередить в практическом применении стандартов цифровой навигации другие страны, выступить лидером в их развитии и внедрении.Создать привлекательные для участников отрасли процессы и типовые решения на основе пилотных проектов в РФ, ЕАЭС и БРИКС.Распространить эти решения в рамках межправительственных соглашений и Международной морской организации (ИМО) на весь мировой рынок, в том числе учитывая решения в ЕС.Гармонизировать электронный документооборот и таможенные процедуры в портах сначала в рамках БРИКС, а затем и на уровне других стран, предложить типовые решения для комплексной автоматизации портов на основе этих процедур.Цели в сегменте технологий освоения океанаИспользуя программы освоения океана в РФ и БРИКС как пилотную площадку, разработать конкурентоспособные продукты и сервисы, востребованные на мировом рынке в рамках освоения ресурсов океана.Разработать и тиражировать на мировом рынке различные прототипы средств подводной робототехники.Развивать технологии по возобновляемым источниками энергии океана, а также технологии по извлечению труднодоступных природных ресурсов Мирового океана.Цели в сегменте инновационного судостроенияИспользовать существующие интеллектуальные центры в судостроении РФ и консолидацию отрасли для занятия ниш специализированных судов и инновационных технологий на мировом рынке судостроения, включая буровое судно самого высокого в мире ледового класса, многокорпусный ледокол-лидер и другие перспективные специализированные суда.КЛЮЧЕВЫЕ СЕГМЕНТЫ РЫНКАЦифровая навигация (E-navigation) и связьВыработка технологических стандартов и прикладных решений для коммерческого использования участниками рынка, обеспечение эффективного доступа к гидрографической, метеорологической и навигационной информации.Организация связи и информационного обмена между судами, берегом и другими пользователями; наблюдение за судами и управление ими; экологический мониторинг; интеллектуальное управление портовой инфраструктурой, автоматизация агентского взаимодействия в порту; создание инфраструктуры и средств безэкипажного судовождения.Развитие спутниковой и наземной (морской) инфраструктуры телекоммуникаций и передачи данных.Инновационное судостроениеРоссийские судостроительные проекты в нишах судов ледового класса, инновационного скоростного транспорта и другие перспективные проекты.Перспективным направлением является также развитие технологий «Энергоэффективного судна» — одна из ключевых международных инициатив, направленная на сокращение выбросов в окружающую среду со стороны морского транспорта.Технологии освоения ресурсов океанаРазработка подводной робототехники, картирование рельефа морского дна для упрощения морской геологоразведки, технологии добычи полезных ископаемых на шельфе, возобновляемые источники энергии океана и системы подводной связи.
01:01