Мобильный ресурсный центр

Мобильный ресурсный центр
Центр молодежного инновационного творчества "Юность" г.Зеленодольск
Проект создания и развития мобильных ресурсных центров
(Проект документа: mobiresc_v2_4_25_10_17)
ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день наибольшую популярность в России получил формат ресурсных центров в виде центров молодежного инновационного творчества.
Проект по созданию ЦМИТ взял начало в 2012 году исполнительным руководителем общероссийской общественной организации «Молодая инновационная Россия» Анной Бухало и одобрен Наблюдательным советом "Агентства стратегических инициатив"

В рамках Программы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства Министерства экономического развития России проект по созданию ЦМИТ был поддержан с 2012 года
Приоритет проекта по созданию и развитию Центров молодежного инновационного творчества является некоммерческое использование оборудования детьми школьного возраста и молодежью с целью приобретения навыков работы на высокотехнологичном оборудовании, поддержки инновационного творчества.
Получателями субсидий федерального бюджета были определены организации-субъекты малого предпринимательства.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАТРАТ НА СОЗДАНИЕ ЦЕНТРОВ
Максимальный размер субсидии на одного получателя в 2012 г. – 10,0 млн. рублей, в 2013-2016 гг. – 7 млн. рублей.
Целевым назначением субсидий федерального бюджета являются приобретение высокотехнологичного оборудования (с комплектом запчастей и расходных материалов), электронно-вычислительной техники (оборудования для обработки информации), программного обеспечения, периферийных устройств, копировально-множительного оборудования, обеспечение связи.

В результате конкурсного отбора в 2012 году из федерального бюджета на финансирование мероприятия выделено 253 млн. рублей 13 регионам, лидерами по выделенному объему средств федерального бюджета на реализацию данного мероприятия стали: г. Москва (120 млн. рублей), Пензенская область (32 млн. рублей) и Республика Татарстан (22,8 млн. рублей).

В результате конкурсного отбора в 2013 году из федерального бюджета в целях создания 21 центра. было выделено 87 млн. рублей в 10 регионов ,

По результатам конкурсного отбора в 2014 году из федерального бюджета на финансирование мероприятия выделено 111 млн. рублей 13 регионам на создание 29 центров, в том числе наибольший объем средств федерального бюджета на реализацию данного мероприятия получили: Республика Башкортостан (22,4 млн. рублей), Республика Мордовия (12,7 млн. рублей), Пензенская область (16 млн. рублей), Саратовская область (16 млн. рублей).
По результатам конкурсного отбора в 2015 году из федерального бюджета на финансирование мероприятия выделено 419,1 млн. рублей 20 регионам на создание или развитие 67 центров.
По результатам конкурсного отбора в 2016 году из федерального бюджета на финансирование мероприятия планируется выделить около 490 млн. рублей 25 регионам на создание или развитие центров.

Распределение центров по регионам
В целом создано более 250 центров в 32 регионах: Республика Башкортостан - 7; Республика Ингушетия - 3; Республика Мордовия - 2; Республика Татарстан - 14; Республика Тыва - 1; Республика Чувашия - 4; Алтайский край - 5; Красноярский край - 10; Пермский край - 1; Ставропольский край - 3; Архангельская область - 1; Астраханская область - 2; Белгородская область - 2; Воронежская область - 1; Иркутская область - 1; Калужская область - 1; Кемеровская область - 3; Курганская область - 1; Липецкая область - 5; Московская область - 7; Новосибирская область - 1; Пензенская область - 14; г. Санкт-Петербург - 3; Самарская область - 5; Саратовская область - 5; Смоленская область - 1; Тамбовская область - 2; Томская область - 3; Тюменская область - 3; Ульяновская область - 1; Ханты-мансийский АО - 3; г. Москва - 32.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СОЗДАННЫХ ЦМИТ ПО РЕГИОНАМ

Начиная с 2015 года, в рамках создания центров молодежного инновационного творчества субсидии федерального бюджета помимо расходов на приобретение высокотехнологичного оборудования предоставляются на финансовое обеспечение образовательных проектов и мероприятий по вовлечению детей и молодежи в инновационную деятельность, реализуемых ЦМИТ.
Планируется, что в 2016 году реализация мероприятия по созданию Центров молодежного инновационного творчества продолжится в рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства и в пределах выделенных Минэкономразвития России средств федерального бюджета.
Основные направления развития центров
Основными направлениями развития ЦМИТ являются:

- Расширения профиля занятий
- Повышение посещаемости центра
- Увеличение количества проектов работа над которыми ведется в центре
- Достижение соглашений о сотрудничестве с образовательными организациями в целях вовлечения детей дошкольного возраста в инновационную деятельность
- Популизация формата работы ЦМИТ среди молодежи
- Привлечение предпринимателей производящих инновационные услуги и продукты
- Расширение спектра оборудования центра в целях расширения профиля
- Установление взаимовыгодного сотрудничества с ЦМИТ других регионов и организациями «fab lab» формата в целях обмена опытом.
- Повышение уровня продвижения проектов путем участия в выставках, конкурсах







ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ЦМИТ

Центрами реализуется деятельность в области обеспечения детей школьного возраста, студентов ВУЗов и СУЗов оборудованием для реализации их творческих задач и проектов, в силу специфики реализации этих задач центры в качестве приоритетных направлений реализуют поддержку целевой аудитории по следующим компетенциям:

Прототипирование
Информационные технологии
Программирование
Инженерная графика / дизайн
Инженерно-техническое творчество
Изобретательство
Электроника / Радиоэлектроника
Робототехника творческая
Робототехника модульная
Робототехника смешанная


Описание потенциальной целевой аудитории центров молодежного инновационного творчества

Участники центра делятся на некоммерческую и коммерческую группу
В состав некоммерческой группы целевой аудитории центров входят:
Дети школьного возраста- ученики школ
Студенты колледжей, и высших учебных заведений
Наставники учреждений дополнительного образования
Преподаватели образовательных учреждений
Предприниматели реализующие перспективные проекты с высоким уровнем инновационной составляющей

В состав коммерческой группы целевой аудитории центров входят:
Субъекты малого бизнеса реализующие коммерческие проекты.
Предприятия входящие в список юридических лиц имеющих обязательства по закупке инновационных товаров и услуг.
Частные лица реализующее проекты не имеющих инновационной составляющей
Промышленные предприятия, инновационные компании, субъекты малого бизнеса нуждающихся в услугах центра для решения текущих проектных задач.

Работа центров организована таким образом, чтобы обеспечить необходимое соотношение между коммерческими и некоммерческими группами целевой аудитории, что позволяет использовать имеющееся в центре оборудование максимально эффективно.

Кроме основной деятельности центра с целевой аудиторией, центром организуется дополнительная работа по каждой из групп целевой аудитории. По следующим направлениям:
- Обмен опытом между специалистами центра и наставниками\преподавателями учебных заведений в целях повышения уровня работы центров и портирования единой системы работы над проектами с применением возможностей центра

АНАЛИЗ ПОСЕЩАЕМОСТИ ЦЕНТРОВ

В настоящий момент в большинстве регионов России отсутствуют организации выполняющие те же функции что и центры молодежного инновационного творчества. Что обуславливает монополию ЦМИТ в вопросе развития творческого потенциала, вовлечение в инновационную деятельность детей школьного возраста.








ТРЕБОВАНИЯ К ЦЕНТРАМ

Специфика работы центров молодежного инновационного творчества определяет определенные стандарты которым должен соответствовать центр:

- наличие собственных или арендованных помещений площадью не более 120 кв. метров для размещения оборудования в Центре молодежного инновационного творчества;
- наличие стандартного набора оборудования (3D принтер, фрезерный станок, станок лазерной резки, режущий плоттер, 3D сканер, +оргтехника);
- наличие в штате не менее двух специалистов, умеющих работать со всем спектром оборудования Центра молодежного инновационного творчества;
- наличие в штате специалистов, имеющих опыт работы с детьми;
- предоставление открытого доступа к оборудованию;
- наличие интернет-связи и интернет-портала, чтобы иметь возможность войти в единую сеть Фаблаб;
- обеспечение деятельности Центра с момента создания не менее 10 лет.
Задачи Центра молодежного инновационного творчества:
- обеспечение доступа детей и молодежи к современному оборудованию прямого цифрового производства для реализации, проверки и коммерциализации их инновационных идей;
- поддержка инновационного творчества детей и молодежи, в том числе в целях профессиональной реализации и обеспечения самозанятости молодежного предпринимательства;
- техническая и производственная поддержка детей и молодежи, субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих разработку перспективных видов продукции и технологий;
- взаимодействие, обмен опытом с другими центрами молодежного инновационного творчества в Российской Федерации и за рубежом;
- организация конференций, семинаров, рабочих встреч, проведение регулярных обучающих мероприятий и реализация обучающих программ в целях освоения возможностей оборудования пользователями Центра молодежного инновационного творчества;
- формирование базы данных пользователей Центра молодежного инновационного творчества.

Социальные задачи центров

Центр молодежного инновационного творчества (ЦМИТ) – это открытая площадка, где дети и подростки учатся воплощать свои инженерные идеи в функциональные прототипы. Главная задача таких площадок – бесплатно обучать молодежь новым технологиям: робототехнике, цифровому производству, моделированию, прототипированию и работе на станках.
В своем ежегодном Послании Федеральному Собранию РФ, Президент России В.В. Путин подчеркнул, что «нужно развивать систему технического и художественного творчества, открывать кружки, секции для детей. Всё это должно быть доступно каждому ребенку, вне зависимости от места жительства или материального положения семьи». На решение этой задачи направлена реализация программы по созданию Центров молодежного инновационного творчества (ЦМИТ).

Проект по созданию ЦМИТ был поддержан в рамках Программы господдержки малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития России. Согласно этому документу субъекты малого предпринимательства могут претендовать на субсидии федерального бюджета в размере 7 млн.рублей на приобретение высокотехнологичного оборудования (с комплектом запчастей и расходных материалов):
- приобретение электронно-вычислительной техники (оборудования для обработки информации);
- приобретение программного обеспечения, периферийных устройств, копировально-множительного оборудования;
- обеспечение связи;
- финансовое обеспечение образовательных проектов и мероприятий по вовлечению детей и молодежи в инновационную деятельность.
Список стандартного оборудования центра невелик: 3D принтер и сканер, фрезерный станок и станок лазерной резки, режущий плоттер. Для работы центра также необходима оргтехника: компьютеры или ноутбуки, принтеры, сканеры, телефоны.
Обучение в ЦМИТ – предметно. Дети на стадии обучения приобщаются к инженерии, учатся разрабатывать и конструировать технику, обретают предпринимательские навыки, тем самым учатся и готовятся к будущей взрослой жизни. Но и от инженерной школы большая польза для других направлений – поток идей и энтузиазм детей колоссально помогает в создании инноваций.
дополнительное образование, организационно-правовое регулирование в сфере неформального образования, механизмы дальнейшего развития программы ЦМИТ

- выполнение небольших заказов, например, по прототипированию, 3D-печати или автоматике;
- проведение инженерной школы для детей и взрослых;
- мини-производство серий продукции.
Статьи расхода тоже несложно спрогнозировать:
- арендная плата;
- закупка оборудования, ПО и материалов;
- зарплата сотрудникам;
- налоги и ряд постоянных издержек.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РЕСУРСНЫХ ЦЕНТРОВ

В настоящий момент в 98% населенных пунктов имеющих одну и более среднеобразовательную школу, отсутствуют как ресурсные центры так и центры творчества. что обуславливает проблему распределенности и доступности ресурсных центров, как объектов развития НТИ.



ОПИСАНИЕ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ АУДИТОРИЙ ЦЕНТРА

Участники центра делятся на некоммерческую и коммерческую группу
В состав некоммерческой группы целевой аудитории центра входят:
Дети школьного возраста- ученики школ
Студенты колледжей, и высших учебных заведений
Наставники учреждений дополнительного образования
Преподаватели образовательных учреждений
Предприниматели реализующие перспективные проекты с высоким уровнем инновационной составляющей

Работа центра организована планово, что позволяет использовать имеющееся в центре оборудование максимально эффективно.

Кроме основной деятельности центра с целевой аудиторией, центром организуется дополнительная работа по каждой из групп целевой аудитории. По следующим направлениям:
- Обмен опытом между специалистами центра и наставниками\преподавателями учебных заведений в целях повышения уровня работы центра и портирования единой системы работы над проектами с применением возможностей центра




ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ И ПЛАН ПРОЕКТА ЦМИТ "ЮНОСТЬ"

Для реализации проекта "Мобильный ресурсный центр" согласно приведенного плана развития необходимо, сумма расходов составляет 6 872 097 рублей











КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН

Календарный план развития Мобильного ресурсного центра

Разработка методологических материалов, детализации проекта 4 кв.2017г.
Разработка мобильного ресурсного центра 1 кв.2018г.
Проектирование мобильного ресурсного центра 2 кв.2018
Поставка и адаптация оборудования, сертификация, запуск в эксплуатацию 2-3кв.2018г.
Обеспечение рабочей эксплуатации мобильного ресурсного центра, Разработка и адаптация методик работы мобильного ресурсного центра 4кв 2018 - 4кв.2020г.



КОМПЕТЕНЦИИ

Мобильным ресурсным центром в период 2018-2020 год планируется проводить профильные занятия по следующим направлениям:

Направления деятельности

Прототипирование
Разработка устройств на базе микропроцессора AVR
72 часа

Информационные технологии
Основы процессов, методов поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации
12часов

Программирование
Создание программ для микропроцессоров AVR
Создание программ для ПК ОС Windows, на языке Delphi
Создание программ для ПК ОС Android, на языке Delphi
48 часов
48 часов

48 часов

Инженерная графика / дизайн
Создание 2D макета в программе CorelDraw для станка лазерной резки\ плоттера
Создание 3D макета в программе Компас 3D для фрезерного станка, 3D принтера
36 часов

42 часа

Инженерно-техническое творчество
Разработка устройств на базе микропроцессоров
28 Часов

Изобретательство
Мехатроника.
36 Часов

Электроника / Радиоэлектроника
Основы аналоговой электроники
Основы цифровой микроэлектроники, «компоненты стандартной логики»
Основы цифровой микроэлектроники, «Микроконтроллеры AVR»
6 Часов
12 часов

36 часов

Робототехника творческая
Разработка модульных печатных плат для Arduino
24 часа

Робототехника модульная
Arduino
72 часа

Робототехника смешанная
Основы мехатроники, микроэлектроники
72 часа





ПЛАНИРОВОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Участие в мероприятиях:
  • 1 Конкурсы проектов Фонда содействия инновациям
  • 3 Конкурс Инновации 2017-2018
22:48
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!