ШКОЛЫ ДЛЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ: ЭКСКЛЮЗИВНОЕ И/ИЛИ ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ШКОЛЫ ДЛЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ: ЭКСКЛЮЗИВНОЕ И/ИЛИ ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Инклюзивное обучение: обучение в классе детей, резко различающихся по уров¬ню и типу способностей. При этом часто наблюдаются значительные различия в моти¬вации (познавательной, мотивации учения, достижений и т.д.).
Эксклюзивное обучение: специализированное обучение, где в одном классе учатся дети с близким уровнем и типом способностей (одаренные дети и так называ¬емая «высокая норма»). При этом различия в мотивации, как и в первом случае, могут быть значительными.
Какой из этих двух подходов эффективнее?
Рассматривать эффективность каждого из подходов целесообразно с позиции главной задачи работы с одаренными детьми, а именно: превратить высокий интеллек-туально — творческий потенциал одаренного ребенка в соответствующие по уровню достижения, ценные для общества. Так как речь идет о школьниках, то при определен¬ном упрощении эффективность обучения будет нами рассматриваться по двум харак-теристикам:
Высоким олимпиадным достижениям. Мы взяли результаты Международной Ма-тематической Олимпиады 2017 года.
По формированию так называемых «мягких навыков». Под этим понимаются, пре¬жде всего, коммуникативные и — шире — социальные компетенции школьников. Так как в этом случае сопоставимой информации не имеется, то мы будем использовать косвенные данные, а именно: внимание учителей и психологов к формированию соци¬альных навыков, заботу об эмоциональном благополучии ребенка .
2.Российская модель. «Мягкое» эксклюзивное образование
Анализ работы ряда московских школ, в частности, школы — интерната «Интеллек-туал», школы № 57. лицея « Физтех» показал, что на основе обучении задача обучения одаренных детей решается с помощью эксклюзивного подхода, который реализуется за счет специального отбора детей. Так как отбор редко бывает выше 15-20 человек на место (например, в школе «Интеллектуал»), то такой подход оказывается успешным лишь в некотором приближении. Так, в «Интеллектуале» действительно одаренных де¬тей не более 15-20 %. все остальные представляют собой так называемую «высокую норму» и просто обычную норму.
В дополнительном обучении, хотя и в меньшей степени, также доминирует экс-клюзивный подход, когда в группу стараются набирать примерно близких по развитию школьников. Наиболее ярким примером такого подхода является федеральный Центр для одаренных детей «Сириус».
Достижения школьников в России полностью соответствуют мягкому эксклю¬зивному подходу (11 место в командном зачете ММО). Что же касается формирования коммуникативных и социальных навыков, то на серьезные проблемы социализации
одаренных детей указывают многие специалисты, работающие в этой проблематике.
3. Европейская модель. Финляндия — инклюзивное образование как бескомпро-миссная идеология
Именно Финляндия — наиболее четкое и продуманное проявление общей системы эгалитарного образования в Европе.
Национальная политика в сфере образования в Финляндии: школьники должны получать удовольствие от учёбы, образование должно быть максимально демократич-ным, ориентированным на каждого ребенка, и потому:
В Финляндии нет спецшкол, школ с особым финансированием, школ для одарен¬ных или для отстающих.
Здесь пытаются приблизить школу к ребенку, а не ребенка к школе. Для каждого особого» случая прописана отдельная подробная инструкция: для детей-мигрантов. япя отстающих, для детей с проблемами здоровья, для одаренных детей.
Одаренные дети здесь не считаются главной ценностью, с ними не нянчатся и внимания им уделяют существенно меньше, чем в Северной Америке или Великобри-мии
В Финляндии одаренным считают ученика, который проявляет большие способ-•юсти, выделяющие его среди остальных детей, при изучении какого-либо углублен-иого курса. Никаких тестов.
В некоторых финских школах проводятся 2-3 специально предназначенных для одаренных детей урока в неделю. И этим вся работа с одаренными детьми ис-черпывается.
В результате такой упор на демократию, внимание к каждому ребенку, независи¬мо от его способностей, привели к тому, что почти каждый ребенок получает то воспи-ииие и образование, которое ему необходимо. У большинства детей Финляндии фор¬мируются хорошие «мягкие» навыки и дети вплоть до самого завершения школьного образования с удовольствием учатся в школе.
Что касается предметных результатов, то они весьма посредственные по миро-масштабам — 84 место на ММО. При этом, как известно, Финляндия занимает пер-строчки по результатом обследования по PISA, что прямо связано с демократиче¬ским подходом к образованию детей. Остается добавить, что сами финны не только жюольны своим образованием, но и гордятся им.
4.Жесткое эксклюзивное образование. Юго — Восточная Азия Такие страны как Южная Корея, Китай, Сингапур ориентированы, прежде всего. на высокие достижения страны и одаренные дети — путь к этим достижениям. Именно иотому во все специализированные школы проводится жесточайший отбор Так. в Пе-•мне в школу для математически одаренных детей конкурс достигает 4SO-500 человек ма место, и это далеко не единственная такая школа в Китае.
В Ю. Корее, в городе Бусане имеется «супершкола" для одаренных детей. Туда также конкурс более 400 детей на 1 место. Школа получила название «Bussan Science Academy», а с 2006 года — «Korean Science Academy», что подчеркивает ее националь¬ное значение. Она выполняет функции «детского университета». В школе отрабаты¬ваются методы обучения и работы с талантливыми учащимися всей страны. В связке со школой работает institute For Gifted Education and Promotion, который занимается анализом работы с одаренными детьми во всем мире.
Очень важно подчеркнуть, что во всех специализированных школах Юго- вос¬точной Азии проводится ежегодная «сортировка» детей, когда заново формируются классы в зависимости от результатов детей, а часть детей, не выдержавших жесткой •онкуренции. просто отчисляются. Психологов, чтобы «зализывать раны» у отчислен-детей, практически не существует. Понятно чти во- ITU LTtj.iHbi пока 1ываю1 очень вы» окне \>> (ультаты пи тимм\
учно- технического развития (Ю.Корея — 1 место в ММО, Китай — 2, Сингапур — 7). Что касается, «мягких навыков», то они развиваются в школе сами собой, без специальных усилий, так как очень значимы в национальной культуре. Таким образом, чем выше эксклюзивность образования для одаренных детей, тем выше вероятность значитель¬ных предметных достижений школьной жизни и высоких результатов в будущем. Что касается широких социальных навыков, то здесь уже — как получится.
5. Будущее российского образования. Основное и дополнительное образование
С нашей точки зрения, в основном образовании будет использоваться как инклю-зивный, так и эксклюзивный подход. При этом доля инклюзивного образования будет значительно повышаться за счет современных средств обучения, прежде всего в ре-зультате широкого распространения так называемого «смешанного обучения» и в це¬лом дистанционного обучения. Именно использование этих методов может произвести буквально революцию в образовании и дать возможность отказаться от классно-уроч¬ной системы Яна Амоса Коменского, прослужившей почти 300 лет. Задачи социали¬зации одаренных детей будут решаться без ущерба для развития их интеллектуально — творческого потенциала. Специализированные школы — интернаты для одаренных детей будут сохраняться, но только в крупных городах, причем их значение будет не¬сколько уменьшаться. Таким образом, в идеале в рамках инклюзивного образования удастся реализовать реальную персонализацию образования для каждого ученика, и ни один одаренный ребенок из массовой школы не будет упущен.
В дополнительном образовании ситуация складывается принципиально по -дру¬гому. Оно будет складываться, прежде всего, по результатам специального отбора. Уже сейчас федеральный Сириус — главное учреждение в системе дополнительного образовании для одаренных детей работает очевидным образом по эксклюзивному принципу. Региональные центры (Сириусы Р) также, как следует из соответствующих документов, будут построены по эксклюзивному принципу.
Эти же региональные Центры возьмут на себя и подготовку педагогов. Они же гарантируют доступ к методической базе для проведения конкурсов и оценки дости¬жении учеников, разрабатывают электронные ресурсы для очно-заочного обучения, ведут консультирование преподавателей и мониторинг центров. При этом необходи¬ма специальная подготовка четырех групп специалистов, работающих с одаренными детьми:
•Администраторы специальных и массовых образовательных учреждений.
•Учителя основного образования
•Учителя дополнительного образования
•Школьные психологи
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!