РЕГИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КАК РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

РЕГИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КАК РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

Целью проекта, осуществляемом в Чувашском государственном университете имени И.Н. Ульянова, является создание эффективной модели работы с одаренны¬ми детьми на базе регионального университета в условиях сетевого взаимодействия вуза, учреждений общего образования и ведущих предприятий республики.
В этой модели классический многопрофильный университет, являющийся ядром образовательного* пространства региона, выступает в роли ресурсного центра под¬держки и развития одаренных детей.
Значительная часть одаренных детей испытывает определенные трудности в личностном и профессиональном становлении. Очевидна необходимость разработки и внедрения таких педагогических технологий, которые позволят через эффектив¬ное решение специфических социально-психологических проблем одаренных детей формировать у них высокий уровень профессионального самоопределения. Одним из необходимых условий достижения этой цели является сетевое взаимодействие об-щеобразовательных, профессиональных образовательных организаций и предприя¬тий-работодателей.
Оригинальность проекта заключается в разработке новых структурно-функциональ-ных моделей индивидуализированного образования одаренных детей, включающих их психолого-педагогическое и организационно-педагогическое сопровождение на протя-
жении всего образовательного маршрута «школо-ссуз и/или вуз-предприятие» [4].
Ядром модели является региональный университет (на практике — ЧувГУ), вы-ступающий в роли ресурсного центра поддержки и развития одаренных детей. Но сегодняшний день университет проводит ежегодно двадцать олимпиад для школь¬ников. Ключевыми являются Олимпиадп Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова по математике, физике, химии и русскому языку при поддержке Инновационного электротехнического кластера ЧР и ПАО «Химпром»; метапредмет-ная олимпиада «Надежда электротехники Чувашии» — уникальный совместный проект с ОАО «ЧЭАЗ» и ООО «НПП «ЭКРА», профильная инженерно-техническая олимпиада «Надежда машиностроения Чувашии» совместно с Концерном «Тракторные заводы». Победители и призеры при поступлении в 41 У им. И.Н. Ульянова получают 10 дополни¬тельных баллов к сумме ЕГЭ. возможность обучения по целевым договорам, дополни¬тельную стипендию ректората и именную стипендию от предприятий. Индивидуальная образовательная траектория школьников и студентов строится в условиях сетевого взаимодействии университета с учреждениями общего образования и ведущими ин¬новационными предприятиями региона.
Практическая значимость работы: разработка новых форм и методов педагогиче¬ской технологии выявления и развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся и студентов. Поиск новых возможностей финансового обеспечения работы с одаренными учащимися.
Сегодня университет выстраивает взаимовыгодное сотрудничество в области подготовки кадров со всеми крупными предприятиями региона, с которыми заключе¬но и действуют более четырехсот договоров [1]. Ведущие инновационные предприятия республики активно сотрудничают с университетом не только в области поддержки талантливой молодежи, но и в ориентации школьников на рынке труда применительно к выбираемой профессии [2]. Для обеспечения более тесной связи с предприятиями университетом совместно с управлением образования администрации Чебоксар реа-лизуется проект «Педагоги — на производство».
Создается единый, системный, комплексный подход в организации работы с ода-ренной молодежью в регионе, усиливается научно-методическая составляющая реги-ональной системы по выявлению, поддержке и развитию одаренных учащихся [3]. Соз-даются новые методики работы с одаренными детьми (в том числе с использованием современных дистанционных форм обучения; online-лекций, интерактивных тренаже¬ров, интернет-конференций с участием представителей инновационных предприятий региона); внедряются новые дополнительные общеобразовательные общеразеиеающие Программы для одаренных детей; обеспечивается участие работодателей в различных формах работы по профессиональному самоопределению одаренных учащихся.
Ключевые слово: индивидуальная образовательная траектория, сопровождение одаренных детей, профессиональное самоопределение, моделирование образовательных процессов, педа¬гогические технологии, сетевое взаимодействие.
Литература
1 Александров А.Ю Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова — иннова-ционный многопрофильный вуз. интегрированный в экономику страны и региона // Высшее обра¬зование е России 2017. № 7. С. 97-103.
2.Троешестова Д.А, Система педагогического сопровождения профессионального самоо¬
пределения одарённых школьников на базе регионального вуза // Совершенствование системы
высшего образования: опыт и перспективы: материалы VIII Международной учебно-методической
конференции / Под ред. А.Ю. Александрова. Е.Л. Николаева. Чебоксары: Изд-ео Чуваш.ун-та. 2016.
С. 465-469.
3.Троешестова Д.А… Васильева О.Н. Система профессиональной ориентации учащихся, при¬
влечения и сопровождения талантливой молодежи в университете // Высшее образование в Рос¬
сии. 2017. № 7. С. 123-129.
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!