ОРГАНИЗАЦИЯ НИОКР «ЗОЛОТОЙ СТАНДАРТ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА»

• АНО «Казанский Открытый Университет Талантов 2.0», Каза/-: Казанский государственный медицинский университет, Казаг

ОРГАНИЗАЦИЯ НИОКР «ЗОЛОТОЙ СТАНДАРТ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА» И НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧАСТНИКОВ
ГОСПРОГРАММЫ
Мероприятие государственной программы научно-исследовательские опь но-конструкторские разработки «Золотой стандарт развития ребенка» направлено *.-теоретическую разработку, апробацию и внедрение в массовую практику проф€ сионально-педагогической деятельности субъектов образования, воспитания, пр фессионального развития молодежи в Республике Татарстан минимального набо: требований, условий, технологий, обеспечивающих формирование доступной
доброжелательной к талантам.
Целью является эффективное развитие потенциала, способностей, талантов де¬тей и молодежи, для их интеграции в качестве эффективных субъектов социально-тру¬довых отношений.
В соответствии с целевыми приоритетами Концепции и госпрограммы тематиче¬ское поле деятельности временного научно-исследовательского коллектива (ВНИК) спроектировано в системе ключевых понятий, выступающих смысловыми ориентира¬ми в проектировании интегрированной системы развития и поддержки одаренных де¬тей и молодежи в Республике Татарстан, и включают следующие группы вопросов:
1.Междисциплинарное понятийное пространство сферы управления талантами:
сТалант»; «Одаренность»; «Потенциал»; «Творческий потенциал»; «Развитие и поддерж¬
ка»; «Самоопределение и самореализация личности»; «Интеграция и управление та¬
лантами».
2.Социология управления талантами: «Человеческий потенциал: социологиче¬
ские параметры»; «Человеческий капитал в социологической парадигме»; «Управле¬
ние талантами как социальный процесс»; «Интеграция молодежи в жизнь общества»
— индикатор управления талантами; «Межсекторный характер в развитии и управлении
талантами»; «Модель оценки эффективности системы поддержки талантливой молоде-
в концепции управления талантами»; «Социальные, карьерные лифты для молоде-в образовании и в экономике».
3.Продуктивная педагогика: Самореализация личности и педагогические усло-
содействия и поддержки. Педагогика, психология сотворчества. Новые гумани¬
тарные компетенции для педагога, наставника в системе развития и поддержки ре¬
бенка, таланта. Фасилитация. Модерация. Тренерство. Проектирование карьерных
трэков траекторий. Управление проектами. Управление продюсированием. Методики
педрластерства и профдеятельности. Soft skills & Hard skills молодежи. Базовые. Про¬
фессиональные. Прорывные. Содержание и методики развития прорывных компе¬
тенций средствами новой педагогики 2.0. Методика тренинга компетенций. Модели и
~ики развития способностей детей и молодежи в сферах творчества. Помощь в ессиональном самоопределении и профориентации ЗД: ребенок — экономика -зование. Форматы и модели продуктивной профессиональной ориентации: диа-•-: :-ика, профпробы, стажировки. Проектное творчество детей и молодежи. Модели -одики для развития творческого потенциала детей и молодежи в сфере науки, ки, предпринимательства, социального творчества, спорта. Форматы проектно-эрчества: традиции, инновации. Результативность. Инструкция для применения, практики и форматы активизации проектного творчества молодежи. Состяза--- — = но-профессиональная деятельность и развитие компетенций: Игра и лаборатория • >гры 2.0. Турниры. Чемпионаты. Конкурсы. Методики. Интернет и педагогика. Тренды ---образования образования и доступные модели для массового педагога. Среда, __-г-ожелательная к ребенку и к талантам. Формирование доброжелательной среды для развития потенциала детей и молодежи в институтах образования и воспитания детей, молодежи, в компаниях, предприятиях. Подходы и методики к работе с одарен¬ными детьми и молодежью в системе ресурсов Интернет и современных информаци¬онно-коммуникационных технологий.
Тематическое поле ВНИК уточняется и актуализируется на ежегодных сессиях ВНИК с участием представителей заказчиков госпрограммы, научно-экспертного со¬вета госпрограммы, утверждается Исполнительной дирекцией АНО КОУТ 2.0. в форме Технического задания ВНИК.
Требования к результатам и к конечным продуктам, которые должны быть вос-произведены ВНИК, сформированы в планируемых индикаторах, показателях реали¬зации мероприятий госпрограммы.
доброжелательной к талантам.
Целью является эффективное развитие потенциала, способностей, талантов де¬тей и молодежи, для их интеграции в качестве эффективных субъектов социально-тру¬довых отношений.
В соответствии с целевыми приоритетами Концепции и госпрограммы тематиче¬ское поле деятельности временного научно-исследовательского коллектива (ВНИК) спроектировано в системе ключевых понятий, выступающих смысловыми ориентира¬ми в проектировании интегрированной системы развития и поддержки одаренных де¬тей и молодежи в Республике Татарстан, и включают следующие группы вопросов:
1.Междисциплинарное понятийное пространство сферы управления талантами:
«Талант»; «Одаренность»; «Потенциал»; «Творческий потенциал»; «Развитие и поддерж¬
ка»; «Самоопределение и самореализация личности»; «Интеграция и управление та¬
лантами».
2.Социология управления талантами: «Человеческий потенциал: социологиче¬
ские параметры»; «Человеческий капитал в социологической парадигме»; «Управле¬
ние талантами как социальный процесс»; «Интеграция молодежи в жизнь общества»
— индикатор управления талантами; «Межсекторный характер в развитии и управлении
талантами»; «Модель оценки эффективности системы поддержки талантливой молоде¬
жи в концепции управления талантами»; «Социальные, карьерные лифты для молоде¬
жи: в образовании и в экономике».
3.Продуктивная педагогика: Самореализация личности и педагогические усло¬
вия содействия и поддержки. Педагогика, психология сотворчества. Новые гумани¬
тарные компетенции для педагога, наставника в системе развития и поддержки ре¬
бенка, таланта. Фасилитация. Модерация. Тренерство. Проектирование карьерных
трэков траекторий, Управление проектами. Управление продюсированием. Методики
педмастерства и профдеятельности. Soft skills & Hard skills молодежи. Базовые. Про¬
фессиональные. Прорывные. Содержание и методики развития прорывных компе¬
тенций средствами новой педагогики 2.0. Методика тренинга компетенций. Модели и
методики развития способностей детей и молодежи в сферах творчества. Помощь в
профессиональном самоопределении и профориентации ЗД: ребенок — экономика -
образование. Форматы и модели продуктивной профессиональной ориентации: диа¬
гностика, профпробы, стажировки. Проектное творчество детей и молодежи. Модели
и методики для развития творческого потенциала детей и молодежи в сфере науки,
техники, предпринимательства, социального творчества, спорта. Форматы проектно¬
го творчества: традиции, инновации. Результативность. Инструкция для применения.
Игропрактики и форматы активизации проектного творчества молодежи. Состяза¬
тельно-профессиональная деятельность и развитие компетенций: Игра и лаборатория
Игры 2.0. Турниры. Чемпионаты. Конкурсы. Методики. Интернет и педагогика. Тренды
преобразования образования и доступные модели для массового педагога. Среда,
доброжелательная к ребенку и к талантам. Формирование доброжелательной среды
для развития потенциала детей и молодежи в институтах образования и воспитания
детей, молодежи, в компаниях, предприятиях. Подходы и методики к работе с одарен¬
ными детьми и молодежью в системе ресурсов Интернет и современных информаци¬
онно-коммуникационных технологий.
Тематическое поле ВНИК уточняется и актуализируется на ежегодных сессиях ВНИК с участием представителей заказчиков госпрограммы, научно-экспертного со¬вета госпрограммы, утверждается Исполнительной дирекцией АНО КОУТ 2.0. в форме Технического задания ВНИК.
Требования к результатам и к конечным продуктам, которые должны быть вос-произведены ВНИК, сформированы в планируемых индикаторах, показателях реали¬зации мероприятий госпрограммы.
Они предусматривают подготовку членами ВНИК:
-актуализированной базы аналитических текстов, методик, технологий разв>-
и интеграции молодежи в эффективную жизнедеятельность — «Библиотеки Унивес
тета Талантов» — на носителях и в форматах, адаптированных для применения в си:
ме неформального образования и онлайн коммуникаций;
-курсов и программ для развития новейших гуманитарных профессиональ-
компетенций наставников и специалистов, действующих в сфере поддержки талан-
— программ и планов экспериментальных работ по апробации и тиражирова*-подходов, обладающих высоким потенциалом влияния в решении задач и разви-интеграции одаренных детей и молодежи в жизнедеятельность общества;
-статей, рукописей и макетов для издания информационно-методических нав-
торов, сборников лучших практик, программно-методических пособий для молоде
наставников, родителей и управленцев.
-эффективных моделей и программ развития кружков, студий, лабораторий, »•
ативных пространств, необходимых для формирования экосистемы развития и иннс:
ционного проектного творчества молодежи.
-вебинаров и проведение практик-стажировок магистрантов Университета таг
тов и Набережночелнинского педагогического университета «Управление таланте
потенциал и компетенции».
По итогам конкурса в состав ВНИК 2016-2017 гг вошли 67 ученых и исследовг лей из Казани, Набережных Челнов, Чистополя, Москвы, Калининграда, Владимире марта 2017 г прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Золотой с» дарт развития ребенка 2.0", на которой состоялось публичное обсуждение резуль тов работы каждой проектной группы. По итогам конференции была принята резсг ция, в которой отмечено:
1.Признать удовлетворительными итоги работы ВНИК на площадке Универа-
та Талантов для решения комплекса научно-исследовательских задач и обеспече-
Концепции развития и реализации интеллектуально-творческого потенциала дете
молодежи Республики Татарстан «Перспектива», Государственной программы «Ст
тегическое управление талантами в Республике Татарстан на 2015-2020 годы». Коне
тировать, что в Университете Талантов происходит успешное формирование профи
ной научной школы.
2.Рекомендовать к внедрению в практику работы учреждений Министерства
разования и науки РТ, Министерства молодежи РТ следующие научно — практичео
разработки: 1. Саморегуляция деятельности одаренных детей; 2. Функционально-^
намическая модель формирования профессионально-гуманитарных компетени
наставника — фасилитатора как субъекта учебно-профессиональной деятельност,
исследовательской деятельности; 3. Система оценки потенциала и развития «прор.
ных компетенций» ребениа в Республике Татарстан. 4. Формирование субъектност,
жизнетворчестве талантливых детей и молодежи; 5. Научно-образовательный класт
Казанского ГАУ — доброжелательная среда жизненного и профессионального са1
определения молодых талантов; 6. Трехступенчатая модель проектирования пер:
нальных карьерных треков на основе стандартов эффективной профориентации:
Поляризация подходов к профессиональной навигации и проблема отбора настав-
ком её содержания и методов; 8. Лучшие практики социальной и карьерной мобиг:
ности в Республике Татарстан; 9. Мировые практики работы с одаренной молодеж:
в контексте формирования метакомпетенций для нового технологического укле.
«Индустриализация 4.0»; 10. Разработка моделей и форматов проведения сессий и
женерно-технического творчества как методического инструментария развития пр:
рывных компетенций молодежи; 11. Разработка оптимального набора содержания
деятельности в инженерно-технологической сфере. Разработка содержания коротк
и продолжительных по времени кейсов для развития инженерно-технологического творчество молодежи, в формате ролевых игр и проектной олимпиады; 12. Скрининг потенциала ребенка; 13. «Игропрактика и создание игр». Учебно-методическое посо¬бие для пользователей игры; 14. Проект шоу Форсайт; 15. Трендхантинг как основа успешности профессиональной подготовки; 16. Практическая лаборатория по форми¬рованию социально-личностных компетенций в продуктивном диалоге формального и неформального методов обучения; 17. «Золотой стандарт» как необходимое условие создания преемственной системы поддержки и успешной интеграции талантливой мо¬лодежи в социально-экономическую среду; 18. Контрольно-измерительные материа¬лы (КИМ) для мониторинга регуляторных умений одаренных детей; 19. Родительское образование: тренды, потребности, форматы; 20. Основы коммерциализации научных исследований; 21. Бизнес-модель: экспедиции в поисках рынка, магия создания ценно¬сти, мир на ладони — стратегии роста.
Научно-экспертный совет госпрограммы рекомендовал утвердить методику орга¬низации и проведения конкурса ВНИК как технологию.
Оформлены рекомендации Министерству молодежи РТ и Министерству образо¬вания и науки РТ внедрить разработанные научно-практические материалы в курсы повышения квалификации наставников, педагогов дополнительного образования, пе¬дагогов-воспитателей лицеев для одаренных детей, педагогов и наставников техно¬парков, кванториумов, профильных школ, магистратур. /
Члены ВНИК вносят важный вклад в подготовку магистрантов совместной маги¬стратуры «Управление талантами: потенциал и компетенции» Набережночелнинского государственного педагогического университета и Университета Талантов:
-организованы вебинары и стажировки студентов магистратуры на площадках
выполнения работ ВНИК;••
-они закреплены консультантами по магистерским диссертациям.
Разработки членов ВНИК включаются в Учебный курс управления продюсирова-
нием талантов Университета Талантов при подготовке наставников.
Новый конкурс во временный научно-исследовательский коллектив Универси¬тета Талантов 2017-2018 гг привлек большое количество участников. Был проведен заочный этап экспертизы всех заявок с участием федеральных экспертов: Павлова Татьяна Леонидовна, Брызгалина Елена Владимировна, Андрюшков Андрей Алексан¬дрович, Степанов Сергей Юрьевич и республиканских экспертов: Захарова Ирина Ми¬хайловна, Ахмеров Рашад Анварович, Шакирова Лилиана Рафиковна.
Шестого июля 2017 г состоялась очная защита проектов в формате научно-прак¬тической конференции «Золотой стандарт развития ребенка 2.0», одной из основных задач которой стало развитие профильной научно-внедренческой школы Универ¬ситета Талантов. По итогам заочного и очного этапов конкурсного отбора заявок во временный научно-исследовательский коллектив составлен рейтинг заявок, согласно которому проходной балл в номинации комплексные научно-методические разработ¬ки составил 182 балла, в номинации тематические научно-конструкторские работы 132 балла и в конкурсе молодых ученых 135 баллов. Из 34 заявок, поступивших на конкурс, экспертами отобрано 14 проектов, которые и будут реализованы при поддержке гос¬программы в 2017-2018 гг.
В номинации Комплексные научно-методические разработки первое место в рейтинге заняла заявка профессора Сибгатуллиной И.Ф. «Технология преодоления диссинхронии одаренных в системе управления и развития человеческого капитала». Заявка профессора Султановой Д.Ш. и ее коллег «Развитие предпринимательских компетенций у студентов инженерных специальностей» на втором месте. Коллектив авторов под руководством Мерзон Е.Е с заявкой «Проектирование многофакторной модели развития технической одаренности детей и молодежи» вошел в группу лиде-
ров. Следует отметить, что коллектив ученых из НГПУ в этом году отлично подготовил¬ся к участию в конкурсе. В данной номинации финалистами конкурса, которые получа¬ют финансовую поддержку от госпрограммы на реализацию проектов «Возможности самореализации детей и молодежи и система минимальных требований в поддержке развития потенциала детей, молодежи в системе образования и семье», «Разработка научно-методического пособия «Педагогика для непедагогов» как средство реализа¬ции программы развития профессионально- педагогических компетенций наставника госпрограммы» и " Средства развития компетенции «Видение и лидерство»" стали Са-фонова Н.М., Гумерова М.М. и их коллеги.
Мы благодарны нашим коллегам из Москвы и Владимира Озеровой М.В. и Ста-роверовой Е.Н. которые представили на конкурс ВНИК отлично проработанные заяв¬ки, соответственно «Механизм содействия социально-профессиональному самоопре¬делению детей и молодежи» и «Сетевое взаимодействие в проектном творчестве на основе формирования междисциплинарных HiPo команд и персонального трекинга». Обе заявки были высоко оценены экспертами и приняты к реализации.
В 2017 г успеха добились Карташова А.А. и Зиновьев A.M. из Ассоциации «Неком-rtrt^p^vfm^ |1иу? гмз! лгIT«S^ -«Камсшй л! мыпЕШ1,11лпиыый.тедпито.риально-производственный кластер», которые предложили к разработке очень актуальную тему «Формирование профессионально-педагогических компетенций наставников предприятий в сфере управления талантами с целью закрепления молодых специалистов на предприятиях Республики Татарстан».
В номинации тематические научно-методические-разработки поддержаны экс-' пертами три проекта. На первом месте в рейтинге «Модель магистерского образова¬ния как условие формирования компетенций наставника Государственной программы «Стратегическое управление талантами в Республике Татарстан на 2015 — 2020 гг»» представленная Репиной O.K. и ее коллегами из НГПУ. На втором месте учитель мате-матики высшей квалификационной категории из лицея №177 г. Казани Сайфутдинова Е.В. с проектом «Экспериментальная деятельность учащихся в рамках научно-исследо-вательского кружка по математике в школе».
Для нас также очень важно, что наблюдается преемственность в работе участ¬ников ВНИК, например, выполнив проекты 2016-2017 гг успешно прошли конкурсную процедуру 2017-2018 гг Озерова М.В., Староверова Е.Н., Мухаметзянова Ф.Г., Нежмет-динова ФТ.
Особенностью конкурса ВНИК 2017-2018 гг стало участие магистрантов из Набе-режночелнинского государственного педагогического университета и Казанского фе-дерального университета. Решением экспертов наибольшее количество баллов полу¬чил проект Гареева И.А. «Психолого-педагогические условия для развития лидерских качеств (умение рефлексировать и самостоятельность) у подростков» из НГПУ. Равное количество баллов набрали Стома И.О. «Разработка комплекса диагностических ме¬тодик для оценки лидерских компетенций детей 12-17 лет» и Гайсина А.Р. «Психоло¬го-педагогическая фасилитация процесса самоопределения молодежи в зарубежной литературе, СМИ и Интернете».
Годичный цикл исследовательских работ членов ВНИК завершится в мае 2018 г на итоговой научно-практической конференции. Для обеспечения эффективной ра¬боты временного научно-исследовательского коллектива в 2017 г создан проектный офис ВНИК. Функциями проектного офиса являются сопровождение выполнения про¬ектов членами ВНИК, прием отчетных документов согласно, дорожной карты, согласо¬вание площадок апробации результатов, согласование стажировок магистрантов на площадках ВНИК и выполнение других работ по обеспечению работы ВНИК. Важной лади".1А1>.|лг^\с>^.тнлгг»ги^»1лгд J3HHK является выработка рекомендаций по применению результатов работы членов ВНИК в системе дополнительного образования, ЦМИТов,
технопарков, проектных олимпиад и т.д. Проектный офис ВНИК проводит экспертизу результатов НИР членов ВНИК, выдает экспертное заключение о целесообразности применения полученных от авторов материалов.
Члены проектного офиса ВНИК назначаются из числа авторитетных ученых ис¬полнительной дирекцией Университета Талантов ежегодно по приказу. Количество членов проектного офиса ВНИК утверждается в составе 3 человек. Критериями при экспертизе работ являются их полезность и применимость для реализации Концепции Перспектива и государственной программы.
Таким образом, Университет Талантов организует, обеспечивает и сопровождает научно-практическую деятельность ученых и специалистов, вошедших в состав ВНИК. Научно-практические разработки необходимы для обучающих модулей студентов Уни¬верситета Талантов, для обучения наставников в Курсе управления продюсированием талантов, для магистратуры «Управление талантами: потенциал и компетенции».
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!