ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Исторически, большую часть Российской Федерации составляют сельские реги¬оны, по статистике в России из 59 тысяч школ почти 40 тысяч — сельские, где учатся более четырех миллионов человек. В части сельских школ за партами сидят не более 5-10 человек, что делает их с точки зрения финансирования нерентабельными, одна¬ко именно сельские школы страны обеспечивают подготовку кадрового потенциала страны для решения ряда важнейших задач. Приоритетными задачами являются развитие сельского хозяйства с целью обеспечения продовольственной и сырьевой продукцией населения, а также потребностей в рабочих и интеллектуальных ресурсах для производ¬ства. Решение подобных задач сопряжено с необходимостью модернизации, повышения качества и эффективности образовательного процесса в сельских школах.
Географическая разреженность сельского населения, ослабленные, по сравне¬нию с городскими, линии коммуникации, заметные геосоциальные различия регионов определяют особенности сельской школы в аспекте ее функционирования и управ¬ления. Анализ развития социально-экономической и социально-нравственной сферы агроэкономического сектора показал, что в современных условиях факторы приоб¬щения молодежи к сельскому образу жизни и профессиональной деятельности значи¬тельно ослабли.
Общим критерием, объединяющим все сельские школы, является их место рас¬положения, однако каждая из них обладает рядом характеристик, связанных с особен¬ностями контингента обучающихся, социальными особенностями, образовательными программами, педагогическими кадрами, традициями школы и т.д., что значительно влияет на построение модели развития школы.
В связи с рядом социально — экономических процессов, происходящих в стране в последние годы, можно констатировать значительный отток людей из села в город, а также наличие демографического спада, который имел место в последние десяти¬летия, что повлекло за собой ряд изменений в сельской школе в плане численности обучающихся — увеличилось количество малокомплектных школ.
Под малокомплектной школой будем понимать школу без параллельных классов с малым контингентом учащихся [1], где, как правило, учащиеся двух, трех или четыре классов объединяются в один класс — комплект, с которым работает один учителг Подобные школы характерны не только для России, во многих странах существу^ такие образовательные организации, которые реализуют свои специфические зада-организационную структуру: например, в Норвегии половина малокомплектных шк: занимается по системе объединенных классов, в Австралии с ее территориально ра: пределенными поселениями большое значение для образования играло радио, t-Аляске — телевидение.
Многие страны имеют положительный опыт решения проблем, например, в Фи-ляндии создана и действует организация «Сельское движение». В частности, в Лапла-дии — местности, где проживает коренной народ Финляндии — саамы, большое количт ство малокомплектных школ и детей в школу могут подвозить на расстояние до <г километров за счет муниципалитета. Сохраняя такие школы, правительство решае проблему сохранения языка и культуры саамов. Ситуация схожа с удаленными район ми любой области России: часть предметов изучается одновременно учащимися разнь классов под руководством одного учителя в одном кабинете. Отличие в том, что начал-ное школьное звено в лапландской школе не с 1-го по 4-й класс, как у нас, а с 1-го по 6 класс. После девятого класса большинство учащихся выбирает профессиональное обр зование, а желающие продолжают учебу в вузах по своей специальности.
Сельские школы США во многом схожи с российскими, поскольку США, также ке и Россия, страна с огромной территорией, где есть аграрные редко населенные райе- -ны, в которых социально-культурным центром становится сельская школа. Специфи- » ка американской политики в области образования в настоящее время заключается 5 том, что в США стараются сохранить каждую, даже самую маленькую сельскую школ. Если же в округе остается совсем мало учеников, то там создаются так называемь т однокомнатные школы. Суть в том, что один учитель занимается с детьми разных воз-ш растов и часто преподает несколько предметов сразу. Каждый ребенок учится по и— дивидуальной программе. В США развернута программа реконструкции больших шкс~ в маленькие, таким образом американцы пытаются справиться с волной подростково, агрессии.
Литература
1. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. М.: Большая Российская энциклопед^-1993. т.Г, с. 540.
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!