Психология творчества ч5

Тип статьи:
Авторская

Углубление знаний об особенностях сотрудничества школы и семьи учащегося; овладение методикой организации и осуществления такого сотрудничества.

План работы
1. Актуализация знаний
2. Деловая игра «Беседа классного руководителя с родителями ученика определенной возрастной
группы»
3.Анализ занятия
4. Задания для самостоятельной работы
Вопросы для обсуждения:
—современные проблемы воспита
ния детей в семье;
—сотрудничество классного руко
водителя и родителей в воспитании
школьников: направления, методы,
формы деятельности педагога;
—родительское собрание как форма
осуществления сотрудничестйа; виды
родительских собраний, методика их
подготовки и проведения.
Проведение запланированной беседы (выполнение индивидуальных заданий)
Групповая рефлексия
Изучить теорию решения сложных и конфликтных ситуаций: характерные черты, виды, компоненты конфликта, стратегии разрешения конфликта и поведения в сложной и конфликтной ситуации взаимоотношений педагогов и школьников, учителей и родителей учащихся и др. Самостоятельно проа-нализировать одну из предложенных конфликтных ситуаций.
66
Всем известна народная мудрость: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому,— родители пример ему». Или в более сжатой форме афоризма сформулировал эту мысль Эрик Берн: «Семья ребенка — это его судьба».
В то же время, едва ребенку исполняется 6-7 лет, у него появляются и другие учителя — школьные, не менее для него важные, ибо от их отношения, от их оценки его действий, поведения зависит его положение в окружающем обществе, а во многом и его самооценка. Значит, на личность ребенка, кроме прочих, воздействуют две целенаправленные воспитывающие силы: родители и учителя.
Конечная воспитательная цель родителей — воспитывать ребенка так, чтобы он был счастлив, благополучен в жизни. Но ведь и педагоги, обучая, развивая, воспитывая ученика, ставят ту же цель, хотя и формулируют ее обычно несколько по-другому.
Следовательно, цель общая, и достичь ее можно только сообща, соединяя усилия, сотрудничая. Более того, если сотрудничество нет, ни одна из сторон своих воспитательных функций полностью и успешно не выполнит. Ведь каждая из них знает ребенка только в его определенном статусе: «сын, дочь» и «ученик».
Первыми шагами к успеху в воспитании школьника могут быть
—обмен знаниями об особенностях физического и психическо
го развития ребенка, о его способностях, качествах характера, пове
дении, успехах, недостатках и достоинствах и т. п.;
—выработка стратегии воспитания — общие цели, единые тре
бования, одинаковые критерии оценки действий и поступков;
—создание атмосферы доверия, взаимного уважения и взаимо
понимания между родителями и педагогами.
И думается, что эти первые шаги навстречу должен сделать педагог. Ибо, во-первых, родители всегда тревожатся за благополучие своих детей в школе, они как бы «во внутренней обороне», так что даже не очень значимое осложнение, которое легко снимается, может нарушить их расположение к педагогу, во-вторых, и это главное, учитель профессионально подготовлен к такой работе. А результат ее, естественно, зависит от совместных усилий обеих сторон, от сотрудничества.
Основные направления деятельности педагога
1. Как показывает опыт, начинать организацию такого сотрудничества лучше всего с планомерного изучения семьи школьника: материальных условий жизни; микроклимата в семье (взаимоотношений родителей друг с другом, родителей и детей, тона общения и т.п.);
67
уровня образования родителей, увлечений семьи и т.д. Знание этого дает богатую информацию, часто объясняющую многие поступки школьников.
2.Родителям и учителям необходимо не только установить, согла
совать, но постоянно реализовывать единые цели, требования, кри
терии оценки поступков, проявлений тех или иных качеств ребенка.
Очень важно информировать друг друга о ходе развития ученика, о неудачных и успешных его делах. Взаимное информирование не должно быть фрагментарным и только в трудных случаях или при возникновении конфликтных ситуаций. Систематичность обмена знаниями, суждениями о ребенке, условиях его жизни дома и в школе позволяет предвидеть возможные осложнения и избежать их. И только такие совокупные знания помогают взрослым вместе составить программу воспитания и развития школьника. Причем в такой программе нуждаются не только «трудные» дети, но дети «успешные», так как хорошая успеваемость, выдающиеся способности, высокий статус среди сверстников и т. п. могут быть не прочными, если их не развивать.
3.Большинство родителей не владеют нужными знаниями о воз
растных и психологических особенностях детей, о способах взаимо
действия с ними. И часто только из-за своей педагогической негра
мотности они допускают ошибки в воспитании, осложняют взаимо
отношения с собственном ребенком. Поэтому важно, чтобы класс
ный руководитель организовал психолого-педагогическое просвеще
ние родителей, привлекая к этой работе и различных специалистов:
психологов, педагогов, врачей, юристов и др., и самих родителей.
4.Для организации и поддержания сотрудничества большое зна
чение имеет участие родителей во внеурочной работе школьников.
Такое соединение усилий оказывает положительное влияние на всех
участников воспитательно-образовательного процесса: школьников,
педагогов, родителей. Ведь, действительно, в неформальной обстанов
ке, занимаясь каким-либо общим делом, все узнают друг друга лучше
и помогают друг другу, и, мы считаем это очень важным, стараются
стать чуть другими, лучше, а следовательно, самосовершенствуются.
5.Не секрет, что есть много неблагополучных семей, семей, где
нарушены хорошие взаимоотношения самих родителей (а это всегда
отражается на детях), где постоянно возникают и становятся хрони
ческими сложные, конфликтные ситуации между отцом и (или) ма
терью и ребенком. В таких ситуациях просто необходима практи
ческая квалифицированная помощь педагога или психолога. Если
классный руководитель не обладает нужными знаниями и умениями,
он может посоветовать обратиться к психологу и психотерапевту.
Но и тогда первым на помощь приходит педагог классный руководи-тель, и ему необходимо умение владеть методиками изучения личности школьника, взрослого, взаимоотношений, ученического коллектива, методикой консультирования.
Формы и методы сотрудничества
Изучение опыта взаимодействия педагогов и родителей школь-ников показывает, что просто невозможно перечислить все методы и формы такого сотрудничества, настолько они многообразны. Выбор тех или иных форм и методов обусловлен региональными, национальными особенностями, условиями жизни и деятельности школы, уровнем образования родителей, личными склонностями, знаниями, умениями педагога, особенностями психического, физического и социального развития детей и многим другим.
Здесь мы рассказываем лишь о некоторых апробированных методах и формах сотрудничества педагогов и родителей учащихся.
Индивидуальное консультирование (беседы)
Всех родителей, естественно, интересуют учебные успехи (или неуспехи) детей. Часто подведению «итогов за...» и посвящены их со-брания. Проходят они не очень интересно для большинства присут-ствующих: ведь подробно поговорить о каждом школьнике не хватает времени, да и не всегда можно во всеуслышание давать полную характеристику каждому ученику. К тому же папа, мама хотят больше услышать о своей дочери или сыне, и в меньшей степени интересуются делами других детей.
Поэтому мы предлагаем вопросы состояния учебных дел в очень краткой форме выносить лишь на первое и последнее в учебном году собрание родителей. В начале учебного года сообщать об основных учебных задачах, стоящих перед школьниками, о возможных трудно-стях и связанных с ними направлениях совместной работы.
На последнем в учебном году собрании можно подвести общий итог успеваемости, рассказать об основных проблемах, которые при-шлось решать, о перспективах (возможных заданиях по предметам: сбор гербария, чтение произведений литературы, поделки, рисунки и т.п.) на лето. Основная же работа осуществляется на индивидуальных консультациях.
1. Так, учитель-предметник 1-2 раза в месяц в заранее определен-ные дни и часы (в удобное для родителей время, например, во второй четверг — утром, а в четвертый — вечером) беседует с пришедшими родителями о ходе обучения ребят.
69
При такой организации консультаций родители и преподаватели имеют возможность более подробно обсудить учебные проблемы школьников, обменяться информацией, выработать общую программу. Кроме того, выделим это особо, в индивидуальной консультации с учителем родители неуспевающих учеников не испытывают таких чувств неловкости и дискомфорта, из-за которых они не хотят ходить в школу на собрания: («Стыдно, что мой сын (дочь) такой тупой, ленивый,.., что он хуже всех»; «… а все равно ничего хорошего не услышу о своей дочери» и т. п.). Кстати, как показал опрос, многие такие родители, конечно же, знают о состоянии учебных дел своих детей, однако «обострение родительской строгости», выливающееся не только в упреки, но даже в физические наказания, бывает именно после родительских собраний с подведением итогов.
Задача классного руководителя — координировать такую работу: по совету учителя-предметника или по собственным наблюдениям за продвижением школьников в учебной работе приглашать родителей на консультации. Причем важно, чтобы на такие беседы приходили и родители учащихся, имеющих успехи в обучении.
2. Практикуется и еще один вид консультаций, которые осуществляет классный руководитель. При их организации необходимо соблюдать условие: четко определенные день и время, чтобы родители, зная их, могли прийти в школу поговорить о своих проблемах. Еще одно замечание: на такие консультации родители «не вызываются», а «приглашаются» классным руководителем, причем регулярно, и не только родители «трудных» учеников.
Разумеется, педагогу необходимо тщательно готовиться к таким беседам, иметь различные методики изучения, педагогические дневники с записями наблюдений и пр. Опытные педагоги знают, что одна из неудач консультирования кроется именно в неподготовленности классного руководителя. Часто разговор идет либо только о недостатках ребенка, либо содержит общие рассуждения. И тогда возникает или укрепляется барьер между ним и родителями, а опосредованно — между родителями и детьми. Но ведь для успеха просто необходимо создать обстановку доброжелательности, чтобы папа или мама почувствовали, поняли, что их ребенка действительно знают, о нем заботятся.
Собрания родителей
Опыт школьной жизни показывает, что воспитание школьников осуществляется успешнее тогда, когда родители хорошо знают друг друга, сообща обсуждают свои проблемы, делятся своими заботами и опытом. Обычно такое родительское сообщество создается учите-70
леи начальных классов, а потом оно, к сожалению, распадается. Причин тому много, но одна из них в том, что классный руководитель попросту не считает нужным продолжать эту работу.
Конечно, родители и потом собираются вместе, но зачастую лишь затем, чтобы услышать краткие сообщения об успеваемости да решить организационно-хозяйственные вопросы. Поэтому они встречают сообщения о собрании тяжелым вздохом: пустая трата времени. Во избежание этого нужно, чтобы, во-первых, каждое собрание так или иначе касалось каждого родителя, семьи; во-вторых, несло новую, важную, полезную информацию; в-третьих было интересным, нестандартным по форме.
Мы предлагаем некоторые виды собраний. Общее у них то, что родители собираются вместе, а различаются они содержанием и формой проведения.
В недалеком прошлом такое содержание собраний было очень популярным, а сейчас, к сожалению, стало редким. Но мы продолжаем утверждать их первостепенную важность особенно сегодня, поскольку при всем объеме информационного потока (радио, телевидение, пресса, специальная психолого-педагогическая литература и т. п.) далеко не все родители имеют возможность, время, да и желание читать подобную литературу, анализировать ее, делать верные выводы, и к тому же, это — рассказ о «чужом» ребенке. При проведении таких занятий нужно иметь в виду, что они менее всего должны быть похожими на лекции, это — беседы о развитии и воспитании конкретных детей, решение конкретных проблем. В зависимости от цели и содержания их можно строить по различным схемам.
ВАРИАНТЫ БЕСЕД С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ
I
ВАРИАНТ
II
ВАРИАНТ
ВАРИАНТ
Сообщение по теме заня-тии. Его делает педагог, родители, приглашенные специалисты.
Обмен суждениями (беседа родителей).
Решение педагогических ситуаций.
Заполнение опросников, ответы на вопросы анкет, тестирование и прочее.
Обсуждение результат ов.
Постановка проблем, опре-деление задач, советы по сам осовершенствов анию.
Краткое сообщение по теме.
Решение педагогических задач, проигрывание ситуаций.
Обсужден ие результ атов. Выводы. Советы родителям
71
Чтобы эти занятия были интересными и привлекательными для родителей, необходимо независимо от цели, содержания, формы выполнять требования:
—тщательная подготовка: продумывание цели, содержания,
времени, формы проведения, состава участников;
—приглашение действительно квалифицированных специали
стов, либо, если сообщение делают родители или классный руководи
тель, они должны свободно владеть материалом;
—важно соответствующее оформление помещения: расставить
по-особому мебель, предложить выставку книг; можно использовать
музыкальные заставки и т.д.;
—включение каждого присутствующего в обсуждение вопро
сов (может быть, по предварительным заданиям);
—использование примеров из жизни этих родителей, учащих
ся этого класса, школы (разумеется, не называя имен, если предвари
тельно не получено согласие родителей);
—заканчивать занятие необходимо соответствующими вывода
ми и планированием следующего.
Известно, что родители «растут и учатся вместе со своим ребенком», значит, и содержание занятий должно постоянно меняться, к тому же в каждом классе свои проблемы. Форма проведения выбирается в зависимости от общего образовательного и культурного уровня родителей, личных склонностей, знаний, умений педагога и материальных условий деятельности школы.
Еще один совет: на некоторые занятия можно приглашать только пап или только мам. Это вносит разнообразие и позволяет обсудить специфические вопросы.
Общие собрания родителей и школьников
Применение такой формы требует еще более серьезной и детальной разработки. Это диктуется следующими соображениями: во-первых, тема должна быть интересна всем присутствующим; во-вторых, необходимо преодолеть, снять некоторую эмоциональную напряженность, возникающую всегда, особенно в начале встречи. Такой барьер вполне естественен, так как собираются два поколения — у каждого свое видение одной и той же проблемы, свои ценности, свои взгляды на задачи, содержание и методы воспитания.
Классные руководители практикуют проведение общих собраний. Однако часто они посвящаются только организационно-хозяйственным делам: ремонт кабинета, благоустройство территории, дежурство и прочее. Мы не исключаем обсуждение подобных тем,
72
но считаем, что занимать оно должно лишь часть времени и быть, конечно же, не основным.
Неизменный интерес школьников младших классов и их родителей вызывают творческие отчеты ребят: они показывают, чему научились,— читают, решают задачи, декламируют стихи, поют, показывают мини-спектакли, демонстрируют рисунки, поделки, которые потом дарят родителям, учителю. Такая форма работы, судя но отзывам, очень нравится детям и приносит большую пользу, так как все задолго начинают готовиться, каждый ребенок получает возможность «показать себя». Наиболее интересными являются те встречи, которые проходят не в виде концерта, а как спектакль по единому сценарию. Часто для этой цели рютользуют как основу какую-либо сказку и «рассказывают» ее по-своему. Хорошо, если такие собрания проводятся в конце каждого учебного года, тогда они запоминаются, их ждут, и, пожалуй, предварительная подготовительная работа даже более важна, чем сам отчет. По мнению же подростков и их родителей, большую пользу всем приносит совместное обсуждение самых разнообразных проблем.
Темы совместных собраний родителей и школьников могут быть самыми разными: «Любовь. Семья. Дети.» (11 класс), «Что такое хорошо и что такое плохо?» (о нравственных ценностях — 7 класс), «Жить, чтобы работать или работать, чтобы жить?» (о выборе профессии, об отношении к труду — 8 класс), «Человек человеку… кто?» (проблемы взаимоотношений, общения — 10 класс) и др.
Главная цель этих встреч, мы думаем, не в том, чтобы дать ответы на вопросы, решить проблему, а в том, чтобы помочь родителям и их детям понять друг друга, научить их видеть себя, свои поступки глазами другого, близкого человека, и, в конечном итоге, побудить к самосовершенствованию.
Семейные праздники
Так условно мы назвали встречи, на которые собираются родители и дети, чтобы вместе отдохнуть. И совсем не обязательно посвящать их официальным праздникам. Нам кажется, что такие собрания наиболее важны для взрослых и их детей-подростков. Соображений несколько: во-первых, ребята этого возраста еще любят проводить свободное время с родителями, которые для них авторитетны независимо от их личностных качеств; во-вторых, школьники этой возрастной группы еще не закомплексованы, они подвижны, отзывчивы, искренне веселятся, радуются.
73
Основные педагогические задачи семейных праздников:
—с помощью учащихся постараться показать родителям, что
совместная подготовка, участие в празднике может принести пользу
и удовольствие обеим сторонам;
—помочь тем и другим проявить свои лучшие качества;
—способствовать развитию у детей желания заботиться о дру
гих, уважать старших;
Необходимо соблюдать условия:
—совместное участие взрослых и всех школьников в обсужде
нии содержания, сценария, в подготовке и проведении праздника;
—неформальность обстановки (если и в учебном кабинете,
то по-особому оформив, его необходимо превратить в «незнакомое»
помещение);
—подготовка сюрпризов и подарков друг другу;
—установление атмосферы праздника (с помощью музыки, све
та, цветовых «пятен» — рисунков» воздушных шаров и т. п.).
Темы и содержание собраний-праздников выбираются в соответствии с особенностями классного коллектива, взаимоотношений в семьях школьников, педагогическими задачами. Например, «Чтобы в доме было тепло и светло...» (девочки и их мамы принимают гостей — пап и мальчиков, показывают свое умение готовить, шить, вязать, украшать помещение и пр.); «Людей неинтересных в мире нет» (об увлечениях, талантах, способностях в самых разных областях: искусстве, рукоделии, разведении рыбок, спорте и пр.); «Сильные, ловкие, смелые» (вариант «Веселых стартов»); «Мы — мужчины» (папы и мальчики принимают гостей — мам и девочек) и др.
При подготовке и проведении собраний в такой форме мы столкнулись с проблемой неполной семьи и с отсутствием представителей старшего поколения. Мы нашли такой выход (и как оказалось, не ошиблись): на праздники, героями которых были папы, дедушки, ребята могли пригласить любого мужчину — старшего брата, друга, дядю, соседа и др.; если же предполагались гостинцы детям, то, разумеется,— всем, а не только собственным, об этом заботились заранее. (Интересно, что позже родители рассказывали нам об обидах, высказанных их ребятами по поводу отсутствия папы или мамы на празднике).
Была еще одна сложность: не все взрослые готовы к участию в таких праздниках, не все соглашаются (стесняются) петь, танцевать, играть, соревноваться вместе с детьми; трудно было преодолеть стереотип взаимоотношений: «взрослый учит, ребенок должен учиться и слушать старших» и заменить его принципом; «работать, радовать-
74
ся, отдыхать — вместе». Мы уговаривали, убеждали, объясняли свои идеи и задачи, но самым главным способом убеждения стал личный пример классного руководителя и членов родительского комитета.
Думается, что такие семейные праздники должны быть традиционными, но не частыми — один, два раза в год: они требуют большой подготовки.
Некоторые причины рассогласования сотрудничества педагога и родителей школьников
Изучая опыт деятельности классных руководителей, анализируя успехи и неудачи организации сотрудничества с семьей учащегося, мы попытались выявить основные причины рассогласования взаимоотношений, взаимодействия педагогов и родителей.
Сигналы о нарушении контакта:
а)крайне редкие встречи родителей и учителей;
б)чрезвычайно частые ситуации общения по самым незначи
тельным поводам;
в)конфликты с детьми.
Причины таких проявлений:
—родители и педагоги недостаточно знают о проблемах школь
ников, уделяют им мало внимания;
—взрослые считают, что хорошо знают ребят, поэтому нет не
обходимости в общении и обмене информации;
—родители не посещают школу, так как слышат от учителя
только замечания, отрицательные отзывы о ребенке;
—ребенок хорошо учится, а больше взрослых ничего не волнует;
—попытка переложить свои заботы о школьнике друг на дру
га, поэтому иные родители часто обращаются к учителю с упрека-
ми, что школьные друзья оказывают дурное влияние, требуют разо
браться, наказать «обидчиков» и т. п., учитель может часто вызывать
родителей, так как, по его мнению, они должны выполнять вместе
с учеником домашние задания; частные встречи могут стать бессо
держательными;
—конфликты родителей и детей;
—конфликты учеников и классного руководителя могут вести
к осложнению взаимоотношений с родителями.
Разумеется, здесь перечислены далеко не все причины рас-согласования сотрудничества, в каждом конкретном случае они свои. Классному руководителю необходимо проанализировать их вместе с родителями, обменяться мнениями, найти пути к взаимопониманию.
75
Условия организации и успешного осуществления
Признавая ведущую роль педагога в такой деятельности, мы рассматриваем вопрос именно с этой точки зрения учителя.
1.Обсуждение и реализация единых подходов к воспитанию
каждого ребенка.
2.Взаимное уважение.
Важно, чтобы обе стороны понимали, что педагог — помощник родителей в воспитании ими своего ребенка (а не наоборот): основную ответственность за его развитие, формирование тех или иных качеств характера, поведения несут родители. Осознание сути таких позиций является залогом взаимного уважения, поскольку ни учитель, ни родители не смогут достичь успеха без согласования действий, без доверия друг другу. Нисколько не снижает авторитета педагога его обращение к родителям за советом: «Вы лучше знаете своего сына, как мне поступить в таком случае...», «Как вы считаете, может ли ваша дочь...» и т.п.
3.Справедливость по отношению к детям и родителям.
Отдельных школьников и их родителей можно любить или нет (это дело личное), но каждый из них имеет право на справедливую оценку своей деятельности. К сожалению, бывают случаи, когда одним детям учитель прощает многое, а других наказывает даже за незначительные проступки. Не сложившиеся отношения со школьниками, конечно же, не способствуют сотрудничеству с их родителями, закономерно проявление и обратного: отрицательный характер взаимодействия с ро-дителями переносится на взаимоотношения с учащимися. Справедливость понимается нами как объективность в оценке независимо от симпатий, антипатий, характера личностных отношений.
4.Повышение авторитета родителей.
Родители, какими бы они ни были, для детей всегда любимее и важнее любого другого взрослого. (Естественно, бывает исключение). Способствуя повышению авторитета родителей у детей, педагог одновременно решает множество задач: воспитание уважения взрослых вообще, умения понимать и прощать, ответственности, чувства благородности и др. Если классный руководитель поставит перед собой такую цель, ему будет необходимо отказаться от претензий на роль проповедника истины, более того, надо будет постоянно подчеркивать значимость мнения родителей, их достоинства, самому же «прятаться в тени». Например, помогая школьникам сделать подарки
76
их близким, напоминая о праздниках, с которыми надо бы поздра-вить, присутствуя при вручении подарков, такой учитель не пре-минет подчеркнуть авторство ребят, их заботливость, разумеется, не упоминая о своей роли. И еще необходимо избегать высказывания школьникам отрицательных оценок поступков, качеств их родителей.
5. Соблюдение принципов педагогической этики.
Может быть, самое сложное для учителя — выслушивать замечания родителей, далеко не всегда справедливые и корректно высказанные. В таком случае ему требуется выдержка, умение спокойно выслушать оппонента, максимальная тактичность, самокритичность. Все это не очень сложно, если в основе взаимодействия с родителями лежит желание добра ученику. А снять напряженность в разговоре можно соответствующими приемами: внимательно, не перебивая, дать высказаться, потом попросить уточнить суть проблемы; поинтересоваться, как бы собеседник поступил в данной ситуации; попробовать вместе поискать варианты дальнейших действий и предвидеть возможные результаты воплощения каждого из них. Иногда же необходимо твердо дать понять, что педагог — профессионал и дело свое знает хорошо, однако это не исключает необходимости посоветоваться, ибо родители тоже знают ребенка, но с другой стороны, может быть и лучше.
Обсуждая с родителями вопросы воспитания, обучения их детей, выбирая методы и приемы воздействия, каждый учитель стремится к положительному результату. Но иногда все получается наоборот. Так, например, желая обратить внимание мамы на грубость, агрессивность сына, классный руководитель рассказывает ей о том, как это проявляется: «подрался, ругается, кричит, дерзит и т.п.», а чтобы усилить впечатление, приукрашивает свой рассказ. После беседы мама «принимает строгие меры», ссылаясь на мнение и советы учителя. Результаты отношения ребенка к классному руководителю можно легко предвидеть.
Бывает, что, исходя из лучших побуждений, педагог вызывает гнев родителей или рассказывает им детские тайны, за истину выдает свои предположения и т.д. И получает результат, противоположный поставленной цели.
Мы убеждены, что главная заповедь этики педагога (как и вра-ча) — не навреди: ни ученику, ни родителям, ни себе.
И в заключение хотелось бы сказать о тоне взаимоотношений: необходимо спокойно, без излишней драматизации анализировать недостатки, не упрекать родителей за их просчеты, доброжелательно выслушивать их суждения, не скупясь на благодарность. Правилом должно стать: «Об отрицательном — индивидуально и тихонечко, о положительном и успехах — громко и при всех!».
77
Задачи
Знакомство с теорией решения сложных и конфликтных ситуаций; обучение анализу подобных ситуаций и принятию педагогически целесообразных, обоснованных решений.
План работы
1, Актуализация знаний
Вопросы для обсуждения;
—воспитательно-образовательный про
цесс как система педагогических ситуаций;
характерные черты сложных и конфликтных
ситуаций;
—виды и компоненты конфликта;
—стратегия разрешения конфликта, пове
дение в конфликтной ситуации;
—условия педагогически целесообразного
разрешения сложной ситуации.
2. Беседа
Обсуждение, проигрывание и анализ реше-ний сложных и конфликтных ситуаций, воз-никающих во взаимоотношениях педагога и школьников, педагога и родителей учащих-ся, педагога и коллег
3. Анализ занятия
Групповая рефлексия
78
4. Подведение итогов занятия
Ситуация — (от лат. situs; фр. situation — положение, обстановка, совокупность обстоятельств) — система внешних по отношению к субъекту условий, побуждающих и опосредующих его активность. К элементам ситуации могут относиться и состояния самого субъекта. Полное описание ситуации подразумевает выделение требований, которые предъявлены индивиду извне или (и) выработаны им самим.
Педагогические (воспитательные) ситуации являются «клеточками» всего воспитательно-образовательного процесса, они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Следовательно, воспитательный процесс — есть система воспитательных ситуаций. Это важно. И поскольку это так, то каждая ситуация взаимоотношений, общении педагога и школьников в определенной мере есть и результат, и следствие раз-решения ситуации предыдущей, и оказывает влияние на последующую. А это значит, что разрешая данную конкретную ситуацию, педагог тем самым влияет и на конечный результат воспитания.
В школьной жизни очень много ситуаций взаимоотношений, общения, взаимодействия педагога и школьников, родителей учащихся. Естественно, они не похожи друг на друга. Некоторые учителя считают, что не правомерно говорить об общих подходах к решению педагогических ситуаций, коль скоро они так различны: «ведь невозможно определить, как они будут развиваться далее». Но любая педагогическая ситуация содержит в себе и особенное, присущее только ей, и нечто общее, свойственное другим ситуациям. Сложные ситуации чаще всего возникают стихийно. Однако внимательный педагог — педагог-мастер — постарается сделать любую ситуацию воспитывающей.
Заметим, к слову, что степень сложности и конфликтности ситуации определяется ее участниками. Так, любая сложная ситуация — это столкновение противоречий. Другое дело, что противоречия могут не осознаваться одним из субъектов, а ситуация разрешаться «просто»: авторитарными методами или игнорированием мнения другого субъекта. «Простой» ситуация может быть и потому, что педагог (мастер) легко находит воспитательно целесообразное ее разрешение, не доводя противоречие до обострения, до конфликта,
Конфликт (от лат, conflictus — столкновение) — столкновение сторон, мнений, сил; высшая стадия развития противоречий в системе отношений людей). Конфликт всегда связан с отрицательными эмоциональными переживаниями.
79
ВИДЫ КОНФЛИКТОВ
ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ
МЕЖГРУППОВЫЕ КОНФЛИКТЫ
Столкновение примерно равных по сипе, но проти-воположно направленных мотивов, потребностей, интересов, влечений одного и того же человека
Ситуации взаимодействия людей, при которых они либо преследуют несовместимые цели, либо придерживаются несовмест имых ценностей и норм и пытаются реализовать ихво взаимоотношениях друг с другом, либо а острой борьбе стремятся «достижению одной и той же цепи (например, борьба за лидерство)
Столкновение социольных групп, преследующих несо-вместимые цели
Анализ различных классификаций, приводимых в психологической, педагогической литературе (См. работы Э. Берна, С. Ваймара, А. Б. Добровича, Н.В. Жутиковой, В. А. Кан-Калика, У. Крайдле-ра, В. Леви, К. Роджерса и др.), позволил сгруппировать конфликты в соответствии с их содержанием:
а)противоречия между внешними по отношению к субъекту
требованиями и внутренними интересами, привычками, желаниями;
б)противоречия между лицами, оспаривающими право на об
щий объект притязаний: материальные блага, лидирующее положе
ние, признание (слава, популярность и др.), то есть соперничество.
Но само по себе это противоречие может к конфликтуй не привести.
Конфликт возникает в случае, если есть действительное (или мнимое)
ущемление достоинства, либо прав одного из участников ситуации;
в)несовместимость нравственных ценностей, норм субъектов,
при попытке одной из сторон (или обоих субъектов) реализовать их
во взаимоотношениях, «навязать» партнеру действия по собствен
ным правилам;
г)относительная психологическая несовместимость субъек
тов взаимоотношений (холерик — флегматик, интраверт — экс
траверт и др.).
Конфликт может быть негативным или позитивным, конструктивным или деструктивным, в зависимости от того, как он разрешен. Конфликт может также послужить стимулом к переменам, толчком к прогрессу.
Любой конфликт предваряется более или менее очевидными сигналами.
80
Ьризис
Кризис кок сигнал достаточно очевиден. Разрыв отношений с партнером по деловым или неформальным взаимоотношением, насилие, ожесточенные споры-все это свидетельствует о кризисе, преддверии конфликта. В ходе кризиса нарушаются обычные, привычные нормы и способы поведения.
Инциденты
Инциденты, несущие в себе зерно конфликта, как правило, незначительны ч малозаметны. Какая-то мелочь может вызвать временное раздражение, однако через несколько дней она нередка забывается. Илишь совокупность таких «мелочей» со временем может привести к конфликту.
! едоразумекие
На этой стадии между людьми зачастую возникают недоразумения, делаются ложные выводы из ситуации, мысли чаще всего выражаются недостаточно четко. Отсутствует взаимопонимание. Иногда недоразумение вызвано тем, что донная ситуация Связана с эмоциональ-ной напряженностью одного из ееучастников. Восприятие проблемы искажается.
Напряжение
Состояние напряжения искажает восприятие другого человека и многих ею действий, Вз/по время взаимоотношения обременяются грузом негативных установок и предвзятых мнений. Сами взаимоотношения становятся источником непрерывного беспокойства.
Дискомфорт
Это интуитивное ощущение, что во взаимоотношениях что-то не так, хотя выразить его словами трудно. Один или оба партнера испытывают смутное беспокойство, _ не понимая его причины и не умея объяснить его причины.
Конфликтная ситуация, как правило, имеет протяженность во времени. Выделяют основные стадии «жизни противоречия».
1, Возникновение конфликтной ситуации.
Конфликт порождается объективными противоречиями — столкновением сторон. Объективная причина конфликта далеко не всегда и сразу осознается его участниками. Чаще всего виден только повод к конфликту. Этот повод обычно и пытаются снять. Эту стадию можно назвать потенциальным конфликтом. Действительно, разрешая только что возникшие противоречия между субъектами, можно конфликта не допустить.
2.Осознание конфликтной ситуации.
Именно с момента осознания противоречий конфликт становится реальностью, ибо осознание порождает соответствующее поведение сторон. Однако противоречие может быть не только объектив-
81
ным, то есть, реально существующим, но и мнимым, — существующим лишь в восприятии одного или обоих субъектов.
Варианты соответствия между объективным и субъективным в конфликтной ситуации:
а)адекватно понятый конфликт — стороны правильно понимают суть
противоречий (причины, содержание, место во взаимоотношениях и др.);
б)неадекватно понятый конфликт — объективные противоре
чия налицо, однако стороны воспринимают их не только по-своему,
но и с определенными искажениями, отклонениями от реальности;
в)непонятый конфликт — столкновение противоречий существу
ет, но субъектами не воспринимается и не осознаетс?
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!