Психология творчества ч4

Тип статьи:
Авторская

Особый характер феномена «общение» заключается в том, что оно обеспечивает не только предметную деятельность (в ходе этой деятельности или по поводу ее организации), но и межличностные отношения — «беспредметные», продуктом которых может быть обмен информацией, эмоциями. Но от того, как протекает общение, зависят результаты самой предметной деятельности. В свою очередь, ход и результаты этой деятельности прямо и опосредованно влияют на многие характеристики общения людей, вовлеченных в эту деятельность. Развивая мысль А. С. Макаренко, неоднократно им повторяемую, о том, что труд сам по себе — в известном смысле процесс воспитательно нейтральный, можно утверждать: и процесс деятельности, и его результат, и общение могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на становление личности.

Выделяют виды общения (А. А. Бодалев, А.А.Леонтьев, К. К. Платонов и др.).
Социально ориентированное общение — в нем непосредственно реализуются общественные отношения, организуется социальное взаимодействие (начальник, лектор, оратор, преподаватель — подчиненный, слушатель, ученик и т.п.). Основные связи партнеров в этом виде общения — взаимные обязанности по отношению друг к другу: руководитель — подчиненный, врач — больной, учитель — ученик, то есть связи функционально-ролевые.
Групповое (парное) предметно ориентированное (деловое) общение — общение, включенное в коллективный труд и непосредственно его обслуживающее. Здесь на первом месте находятся производственные отношения, способствующие получению наилучших результатов и продуктов труда. Основная задача предметно ориентированного общения — организация группового взаимодействия в процессе труда.
Неформальное общение представляет собой всевозможные личностные контакты за пределами официальных (формальных) отношений. Его особенностью является избирательность в отношении партнера. Такое общение называют личностно ориентированным. — общением субъектов Друг с другом. Основным регулятором такого общения являются личностные взаимоотношения.
Однако, по сути, все виды общения отражаются в сознании личности как межличностные отношения. Иными словами, в основе всех видов общения лежат межличностные взаимоотношения.
Педагогическое общение — целостная система социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержащая в себе обмен информацией, воспитательные воздействия и организацию взаимоотношений с помощью коммуникативных средств).
49
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ
КОММУНИКАТИВНАЯ
ИНТЕРАКТИВНАЯ
ПЕРЦЕПТИВНАЯ
входя в контакты, люди передают друг другу инфор-мацию самого разнообраз-ного содержания, причем не только t помощью языка (вербальное общение), но и посредством пластики (поз, жестов), мимики, интонации, сипыголоса и др.—языка невербального общения (кинесики)
общение выступает как механизм объединения людей, как взаимодействие (интеракция), в котором партнеры могут обмениваться действиями и поступками, иногда не произнося слов, если процесс деятельности заранее обсужден и спланирован, и каждый участник знает, что и как ему делать (рабочие конвейера, спортсмены одной команды и д. п.)
общение непременно связано с взаимным восприятием партнеров, взаимопониманием, сте-пенью взаимного приятия, аттракции
Специфика педагогического общения порождает еще функции:
—социально-педагогического обеспечения воспитательно-обра
зовательного процесса;
—организации взаимоотношений педагога и учащихся и школь
ников друг с другом;
—социализации личности (формирование и развитие умений
взаимодействовать с другими людьми в соответствии с правилами,
принятыми в обществе);
—самореализации и самоутверждения личности, осознания соб
ственного «Я», ощущения своей значимости, формирования адекват
ной самооценки, занятия желаемого статуса в коллективе.
Совместную деятельность педагога и школьников и их общение условно можно представить как цепочку взаимосвязанных и взаимообусловленных ситуаций (определенные события, совокупность обстоятельств).
Каждая ситуация профессионально-педагогического общения состоит из определенных элементов:
а)моделирование педагогической ситуации общения (прогностический
этап);
б)организация непосредственного общения и управление им в ходе вос-
питательно-образовательного процесса;
в)анализ осуществленной системы ситуаций общения и моделирова
ние предстоящего общения (системы ситуаций).
50
«Внешне» характер общения реализуется в способах взаимного воздействия — вербальных и невербальных, то есть в стиле общения — присущей субъектам относительно устойчивого совокупности способов воздействия друг на друга. Стиль формируется и проявляется в ситуациях общения и совместной Ьеятельности.
Общение педагога и школьников в сущности своей — процесс субъект-субъектный и характеризуется взаимным воздействием, и поэтому каждый участник общения влияет на становление характера его стиля. Индивидуально-типологические особенности взаимодействия воспитателя и воспитанников определяют стиль педагогического общения.
Однако именно педагогу принадлежит ведущая роль в организации, руководстве, управлении и процессом общения, и воспитательно-образовательным процессом в целом. Именно он оказывает решающее влияние на формирование стиля общения. Это положение (приоритет стиля управляющей деятельности педагога) является основанием для классификации стилей общения, предлагаемых различными авторами психолого-педагогических исследований, посвященных изучению проблемы общения.
Общеизвестны наиболее распространенные из них:
—авторитарный, демократический, либеральный (С. В. Кондратьева,
Н.Ф. Маслова, И. А. Рапопорт и др.,);
—«разящие стрелы», «возвращающийся бумеранг», «снующий челнок»,
«плывущий плот» (A. H. Лутошкин^;
-—устойчиво-положительный, пассивно-положительный, неустой-чивый, ситуативно-отрицательный, устойчиво-отрицательный (Н А. Березовин, Я.Л. Коломинский^ и др.;
—«совместное творчество», «дружеское расположение», «заигрыва
ние», «устрашение», «дистанция», «менторство» (В. А. Кан-Калик^,
Большой практический опыт замечательного психолога В. А. Кан-Калика позволил ему выделить неудачные «модели» общения педагога с ребятами на уроке.
В. А. Кан-Калик образно назвал и охарактеризовал «модели» неумения педагога строить общение со школьниками. Ситуации общения могут быть решены либо путем переноса прежнего опыта в новые обстоятельства (стереотипное решение «по аналогии», использование известных, апробированных способов) — репродукция; либо создания и применения нового для субъектов, в соответствии с ситуацией, сочетания способов — творчество.
51
ПРИМЕРЫ НЕУДАЧНЫХ «МОДЕЛЕЙ» ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА С УЧЕНИКАМИ НА УРОКЕ
«МОНБЛАН»
Подобно горной вершине возвышается такой учитель над классом. Он парят в М«ре знаний, науки, увлечен ими. Он находится на недосягаемой высоте. Его мало интересует личность ребенка, и свои функции он видит лишь в сообщении информации.
«КИТАЙСКАЯ СТЕНА»
Она как бы вырастает между учителем и классом. Такой педагог не преминет подчеркнуть свое информационно-научное, социальное превосходство над ребятами, снисходительно-покровительственно относится кним. И они отвечают равнодушием и отчужденностью. О творческом контакте речи и не может быть.
«ЛОКАТОР»
Учитель увлечен только сильными— теми, кто интересуется его предметом, готов спрашивать ихбез конца, давать специальные задания, вести кружки и факультативы. Другой •/локатора озабочен, наоборот, только «слабыми» учеником о. Дополнительные занятия, консультации поглощают все его время и внимание. Словом, такой педагог не у/леет работать с коллективом в целом.
«ТЕТЕРЕВ»
Учитель слышит только себя и не задумывается о том, как его слово отзывается в душах детей. Он не в силах оперативно воспринимать и интерпретировать атмосферу в ходе урока. Личностное влияние такого учителя очень мало.
«РОБОТ»
У такого учителя разработан подробнейший план урока. Он озабочен непременной реализацией намеченного, не чувствует настроения школьников, не способен уловить изменения в обстоятельство* » перестроиться но решение возникших педагогических задач.
«Я САМ»
Учитель делает себя главным, а порой и единственным инициатором педагогического процесса, пресекая все другие инициативы. На уроке все исходит от него: вопросы, задания, установки, суждения, оценки. Он крайне перегружен. Аученики приучаются лишь к тому, чтобы ждать требований и указаний.
«ГАМЛЕТ»
Он постоянна сомневается: правильно ли его поймут, верно ли истолку ют замечание. Не столько содержательной стороной озабочен учитель, сколько отношенческими аспектами.
«ПРИЯТЕЛЬ»
Дружеские отношения для него — основа педагогиче-ского общения. Деловой контакт—вторичен. Этот учитель явно не дооценивает свою профессиональную значимость. Ребята частенько позволяют себе панибратство в отношении к такому педагогу.
Любому стилю общения присуще внутреннее противоречие: с одной стороны, стремление к стабильности — воспроизведению способов, давших положительный воспитательный эффект; с другой, — к изменению способов взаимного воздействия, под влиянием новых задач, изменившихся обстоятельств совместной деятельности и общения. Очевидно, что наиболее эффективным является стиль, характеризующийся постоянным выбором способов, созданием их новых сочетаний, соответствующих данной ситуации, то есть — творческий.
52
Здесь может возникнуть сомнение: а не является ли любом стиль общения творческим, ведь ситуации школьной жизни очень разнообразны и непохожи? Но дело в том, что, как показывает практика, большинству людей (и учителям, естественно, тоже) свойственно применять одни и те же способы воздействия, проявлять одни и те же реакции в общении с одними и теми же партнерами, независимо от ситуации. Другой вариант: в привычных (типичных) обстоятельствах субъект применяет привычные для себя способы воздействия на разных партнеров, не учитывая при этом их личностные качества и особенности.
При творческом стиле решение ситуации общения последова-тельно проходит ряд этапов:
конструирование
(
своевременное изменен ие неверно принятого решения и «конструирование» новой ситуации на основе сложившейся
Комбинирование и преобразование
(
комбинирование и преобразование ранее известных способов общения и применение их нового сочетания а новых о бет оят ельст вах;
Выбор
в
§ выбор из различных вариантов решения наиболее зффек-В тивного для достижения цепи и адекватного содержанию I ситуации
Предвидение
предвидение конкретных и отсроченных результатов того или иного решения
А
нализ
анализ данной ситуации с позиций конкретной цепи деятельности и общения (педагогучитывает и основную ((ель воспитания), определение ее роли в системе взаимоотношений
П
ланирование
планирование ситуации общения (цепи, содержания, усло-вий, способов и пр.) на основе сложившихся взаимоотноше-ний и возникшей потребности в деловом или неформальном общении
Этапы в процессе решения ситуации общения совпадают с последовательностью любого эвристического поиска. Особенностью творческого стиля общения как процесса является временная спрес-
53
сованность общей его структуры. Кроме того, творчество в общении одного субъекта тесно сопряжено с творчеством другого (возможно, при ведущей и побуждающей роли одного из них), а результаты — могут быть весьма отсроченными.
Продуктом стиля как творческого процесса является новая ситуация взаимоотношений и общения, возникающая в результате активного преобразования субъектами прежней в соответствии с целью, содержанием, условиями деятельности и общения. Итог такого преобразования — изменения во взаимоотношениях, к которым стремятся их участники.
Особенностью проявления творческого стиля является то, что выбор способов общения, воздействия субъектов друг на друга определяется их личностными качествами, ситуацией, сложившимися взаимоотношениями, целью совместной деятельности и другими факторами. Так, педагог может применить приказ и просьбу, совет и пожелание; он может улыбаться и хмуриться; говорить строгим тоном и обратиться к воспитанникам с ласковым словом. Педагогическое общение будет способствовать воспитанию школьников, если, выстраивая его, выбирая способы взаимодействия, педагог будет учитывать особенности личности каждого школьника, цель и обстоятельства совместной деятельности, то есть стиль общения приобретет творческий характер.
54
Задачи
Выявление и обсуждение особенностей воспитательного воздействия классного руководителя на учащихся различных возрастных групп; знакомство с методиками осуществления воспитательного воздействия и взаимодействия педагога и школьников; формирование умения подготовки и проведения беседы классного руководителя и учащихся.
[:] Пиан работы
1. Актуализация знаний
Вопросы для обсуждения:
—педагогическое общение: субъект-
объектность и субъект-субъектность
в педагогическом общении;
—особенности взаимоотношений
и общения классного руководителя
и учащихся различных возрастных групп;
—специфика методов воздействия педагога
на каждого школьника и коллектив учащихся
педагогическое воздействие (способы,
приемы};
—организация и осуществление
взаимодействия классного руководителя
и коллектива школьников, отдельных
учащихся (формы, методы, приемы);
—методики проведения беседы как одной
из форм воспитательного общения классного
руководителя и школьников.
55
2.Деловая игра «Беседа
классного руководителя
сучащимися определенной
возрастной группы»
3.Обсуждение хода
и результатов
деловой игры
4.Анализ занятия
5.Задания к следующему
занятию
6. Задания для самостоятельной работы
Проведение запланированной беседы {выполнение индивидуальных заданий)
Анализ соответствия цели, содержания бесе-ды, методов, приемов воздействия на школь-ников их возрастным и личностным особен-ностям; действий «педагога» и «школьников» в ролевых позициях и др.
Групповая рефлексия
Познакомиться с теорией и методикой организации сотрудничества школы и семьи учащихся в воспитании детей; разработать сценарий родительского собрания; подготовить и принять участие в деловой игре «Родительское собрание»
Изучить передовой педагогический опыт по организации сотрудничества педагога и учащихся на уроке, применению форм, методов, приемов обучения, способствую-щих воспитанию познавательного интереса к изучаемому предмету, развитию творческих способностей.
Общие положения
Сегодня, в связи с развитием и широким распространением современных средств массовой коммуникации, педагог уже перестал быть единственным источником информации. Однако не утратили своего воспитательного значения влияние личности учителя, его искусство и умение убеждать. Особенно если речь идет о воспитании нравственных качеств личности, ее эстетических вкусов и предпочтений. Несомненно, печатное слово, аудио- и видеозаписи, телевидение, компьютер и интернет открывают новые возможности воспитательного воздействия, неизмеримо повысив мобильность и силу влияния на учащихся. Но и живое слово как один из древних и надежных средств передачи и получения информации и общения людей было и остается важнейшим средством воспитания.
Важный источник воспитания — это умение педагога воздействовать словом на разум и чувства растущего человека. В разнообразии интонации человеческого голоса таятся возможности выражения тончайших оттенков мысли. В. А. Сухомлинский писал: «Я верю
56
в могучую, безграничную силу слова воспитателя. Слово — самый тонкий и самый острый инструмент, которым мы, учителя, должны умело прикасаться к сердцам наших питомцев… Совершенной нелепостью является утверждение о том, что порок воспитательной работы во многих школах — словесное воспитание. Надо говорить о другом: о примитивности словесного воспитания, о неумении отдельных учителей воспитывать словом».
Одним из ведущих методов воспитания является беседа. Беседа по своей сути — вербальное взаимодействие, обмен информацией в форме диалога, ее участники стремятся выяснить суждения партнера по определенному вопросу и изложить собственное видение проблемы.
. / Цель же беседы как метода воспитания — подвести (убедить) партнеров к определенному, заранее продуманному выводу, сформировать, за-крепить или изменить установки, чувства воспитанников по отношению к тому или иному событию, факту, явлению,
Основной прием ведения беседы — убеждение. Убеждение — это вербальное воздействие на сознание личности посредством обращения к ее собственным критическим суждениям. Вместе с тем, убеждение воздействует не только на разум, но и па чувства человека, оно затрагивает и рациональное, и эмоциональное в их единстве. Основу убеждения составляет отбор, логическое упорядочение аргументов и выводов, согласно цели беседы.
Для того, чтобы убеждение как прием беседы было эффектив-ным, необходимо соблюдать определенные требования;
—убеждение должно строиться с учетом личностных особенно
стей воспитанников;
—содержание и форма убеждения должны соответствовать
уровню возрастного и психологического развития школьников, уров
ню их воспитанности и обученности;
—убеждение должно быть последовательным, логичным, дока
зательным, сочетать общее и частное (т.е., общие правила, принци
пы, типичные явления и единичные факты, примеры);
—эмоциональность изложения доводов, выводов, примеров
должна быть адекватной их содержанию и цели убеждения.
Важно помнить, что убеждение нельзя отождествлять с морализированием: при убеждении положение доказывается, а при морализировании — декларируется («ты должен...», « ты обязан...», «как не стыдно?!» и прочее).
57
Содержанием беседы педагога и школьников могут быть любые факты и события окружающей жизни, Условно темы бесед можно объединить в группы:
ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ БЕСЕД
БЕСЕДЫ
БЕСЕДЫ
БЕСЕДЫ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА
обсуждение проблем нравственною поведения, проявления тех или иных ка-честв характера, вопросов отношения людей к труду, обществу, природе, к самим себе и др.;
обсуждение различных взглядов, эстетических вкусов, произведений литера туры и искусства, направлений в музыке, моде и др,;
обсуждение событий в мире, интересных научных откры-тий, фактов и др.
Независимо от выбранной темы беседа должна носить воспитательный характер.
Структура беседы
Для того, чтобы беседа достигла своей цели, она должна быть четко структурирована.
Заключение • Выводы
О
сновная часть
предъявление разных противоречивых точек зрения, обмен суждениями по спорным вопросам, изложение фактов и примеров, иллюстрирующих позиции участников беседы, «подведение» к выводам
Вступление
I Актуализация темы, проблемы
Методика подготовки беседы
При выборе темы для обсуждения педагогу необходимо, прежде всего, учитывать ее актуальность: интересна ли проблема школьникам,
58
есть ли противоречия в их взглядах, суждениях, поступках, связана ли тема с повседневной жизнью воспитанников или с их увлечениями и т. п. Для того, чтобы выяснить, насколько актуальна тема предполагаемой беседы, учителю нужно изучить коллектив школьников.
Темы бесед могут быть самыми разными, например: «Настоящий друг — это человек, который...»; «Честность помогает или мешает в жизни?»; «Ты не один на свете»; «Словарь вежливого человека»; «Что значит быть модным человеком?»; «Можно ли изменить свой характер?»; «Будущее начинается сегодня?»; «Красота спасет мир?»; «Что значит жить по совести?»; «Родители и дети: понимаем ли мы друг друга?»; «Твои права и обязанности»; «Нужно ли и для чего заниматься самосовершенствованием?»; «Влюбленность и любовь»; «Человек человеку… кто?»; «Ты готов к выбору профессии?»; «Экстрасенсорика — миф или реальность?»; «Об ответственности за собственную жизнь» и др.
Следующий шаг при подготовке беседы — определение ее цели и задач, обдумывание желаемого и вариантов возможного результата. Это может быть принятие общего решения, согласие во мнениях, а может быть и предложение еще обдумать вопросы и обсудить их позже.
Отбирая содержание беседы (факты, суждения, события, произведения литературы и искусства и др.), педагогу необходимо помнить о том, что беседа — это не только «вопросы — ответы» и выяснение мнений воспитанников, но и их вопросы к учителю и друг к другу, их примеры, их аргументы в доказательство собственной точки зрения. Кстати, она может не совпадать с позицией педагога. Но мастерство ведения беседы в том и заключается, чтобы не навязать запланированный вывод, а убедить в его верности, более того, способствовать формированию у школьников самостоятельной и осознанной точки зрения.
Успех беседы часто зависит от умелого составления вопросов и ситуаций для обсуждения. Они должны быть противоречивыми, предполагать различные ответы и решения. Продумывая организацию содержания беседы, необходимо так выстроить обсуждение, чтобы каждый последующий вопрос или пример основывался и вытекал из предыдущего рассуждения или ответа партнера. Именно таким образом сохраняется последовательность и логичность обсуждения, что обеспечивает «подведение» участников беседы к запланированному педагогом выводу. Вопросы формулируются в виде вопро-сительно-побудительных выражений: «Почему?», «Чем объяснить?», «В чем различие, сходство?», «А вы как думаете?», «Согласны с таким утверждением?», «Докажите», «Подтвердите примером» и т.п.
59
Опытные воспитатели продумывают не только собственные вопросы, но и предполагаемые ответы своих учеников. Это позволяет им предвидеть течение беседы, возможные сложности, а значит, быть готовыми к различным поворотам разговора.
При работе с содержанием беседы важно также четко сформулировать вывод, к которому необходимо прийти в заключении.
Успех беседы зависит и от того, насколько учтены время, место проведения, оформление помещения.
Так, место проведения беседы должно соответствовать ее теме: кабинет литературы, библиотека, музей, учебный кабинет, если обсуждаются научные проблемы, либо вообще вне школы. Если же нет возможности использовать соответствующее помещение, то необходимо особое внимание уделить оформлению того, в котором проходит беседа. Причем, при подготовке оформления важно помнить, что воспитательный эффект беседы будет усилен воздействием на все сенсорные системы восприятия информации: визуальную (наглядная иллюстрация — картины, плакаты, выставки книг, рисунков, видеозаписи и пр.); аудиальную (магнитофонные записи); кинестетическую (воздействие на вкус, обоняние, осязание, использование моторики — движений, действий самих учащихся).
Время проведения беседы также должно соответствовать ее теме, цели и возрастным особенностям школьников. Опытные учителя знают, что успех беседы во многом зависит от того, когда она проводится: до или после уроков, в середине учебного дня или в свободное время ребят, какие уроки или события предшествуют беседе, какие — последуют за ней. При подготовке беседы необходимо учитывать и ее длительность, которая определяется возрастом участников (для младших школьников оптимальное время — 30 минут, для старшеклассников — до полутора часов); степенью включенности школьников в беседу; мастерством педагога.
После того, как будут продуманы и учтены все факторы, влияющие на успешность проведения беседы, необходимо написать ее сценарий (или хотя бы подробный план).
Проведение беседы
1. Вступление
Ведущий (педагог) объявляет тему; приводя примеры, излагая разные точки зрения на решение ситуации или мнения по тому или иному вопросу, актуализирует проблему беседы. Заметим, что младшие школьники быстрее включаются в обсуждение, если разговор
60
начинается с примеров (от частного — к общему), а затем постепенно они «подводятся» к выводу, который формулирует учитель; подросткам необходимо сначала обсудить ситуации, затем самим сформулировать выводы, проиллюстрированные новыми примерами. Старшие школьники предпочитают сначала четко сформулировать проблему, которую необходимо решить с помощью аргументов, примеров (от общего — к частному), а затем сделать выводы.
2.Основная часть
Б этой части беседы, используя примеры из литературы, искусства, периодической печати, кинофильмов, научных трудов и др., опыт школьников и собственный опыт, педагог организует диалог и участвует в решении поставленной проблемы. Напомним, что очень важно сохранять логику беседы, последовательность обсуждения вопросов. В ходе беседы постепенно «вырисовывается», уточняется, совместно формулируется ее вывод.
3.Заключение
Кратко, в трех-четырех фразах педагог напоминает (пересказывает) содержание, ход беседы, формулирует вывод.
Условия успешности проведения беседы
Для того, чтобы цель беседы была достигнута, и ребята сами осознанно сделали вывод, к которому их подвел педагог, необходимо соблюдать определенные требования и условия.
Успех беседы зависит от соблюдения условий:
—актуальность темы и проблемы;
—осознание педагогом и четкая формулировка цели и возможных ре
зультатов;
—соответствие содержания возрастным и личностным особенно
стям школьников;
—учет уровня интеллектуального развития учеников (умеют ли они
слышать друг друга, аргументированно отстаивать свою точку зре
ния, насколько знают предмет обсуждения и др.); и уровня их воспитан-
ности;
—учет эмоционально-динамического (подвижно-возбудимого, спокой
ного, инертного) стиля жизни классного коллектива;
—тщательная подготовка педагога, его мастерство ведения диалога,
умение убеждать.
Эффективность убеждающего воздействия определяется, во-первых, силой самого воздействия, которое зависит от его содер-
61
жательности и авторитета убеждающего; во-вторых, особенностями психологического склада того человека, на которого воздействуют (потребности, интересы, установки, вкусы, тип темперамента и др.); в-третьих, интеллектуальным и эмоциональным состоянием субъектов во время их диалога.
Особенности подготовки и проведения диспута
Беседа может быть организована в формах дискуссии и диспута.
Дискуссия (от лат. discussio — рассмотрение, исследование) — коллективное обсуждение спорного вопроса, проблемы на собрании, в печати. Основа дискуссии — различия в понимании, толковании того или иного явления, процесса, факта, а ее цель — достижение определенной степени согласия ее участников относительно дискутируемого тезиса.
Диспут (от лат. disputare — рассуждать, спорить) — публичный спор на научную или общественно важную тему. Обычно диспут посвящается обсуждению злободневных теоретических, политических, нравственных проблем. Полемика во многом подобна дискуссии, но существенно отличается от последней в отношении своей цели. Цель спора (полемики) — не достижение согласия, а победа над другой стороной, утверждение собственной точки зрения. Несмотря на различия дискуссии и диспута (полемики), в обычной жизни их элементы чаще всего переплетаются. И, тем не менее, организуя и проводя диспут, полезно уже в самом начале решить, будет ли он дискуссией или полемикой, и стараться в дальнейшем придерживаться принятого решения.
Цель диспута как формы воспитания, в отличие от цели беседы,— не подвести школьников к определенному выводу, а «столкнуть» разные позиции, взгляды, точки зрения для того, чтобы в процессе спора его участники утвердились в собственном мнении либо изменили его. Диспут является одной из наиболее сложных форм вербального воспитательного взаимодействия, поскольку для успеха спора его участникам необходим достаточно высокий уровень знаний предмета обсуждения, умения логически обосновывать свои тезисы, умения слушать и слышать оппонентов, быть корректным и готовым принять противоположную точку зрения. Учитывая это, диспут целесообразно проводить в старших классах.
Диспут может быть организован с вступительным сообщением или без него, заранее подготовленным или возникшим случайно. Однако чтобы диспут способствовал воспитанию школьников, к его проведению педагогу необходимо тщательно готовиться.
62
Несмотря на то, что диспут является одной из форм беседы и методика их подготовки и проведения схожа, методика организации диспута имеет свои особенности. Так, вести его может и педагог, и специалист по какому-либо вопросу (юрист, журналист, ученый, врач и др.), приглашенный участниками, а может и наиболее авторитетный одноклассник.
Предметом диспута могут быть различные суждения, вызванные просмотренным фильмом, прочитанной статьей или книгой, каким-либо общественным событием. Диспут предполагает обсуждение нравственных, этических, эстетических и др. проблем. Темы диспута выбираются с учетом особенностей возраста учащихся, их жизненного опыта и опыта нравственных отношений, уровня развития коллектива. Вот примерная тематика диспутов: «Что значит быть современным?», «О вкусах спорят», «В чем проявляется образованность человека и его интеллигентность?», «Совместимы ли честность и богатство?» и др.
Тщательно подготовить диспут — значит заранее продумать круг вопросов предстоящей полемики. Хорошо, если участники диспута будут соблюдать разработанные ими же своеобразные правила. Например, такие: «Главное — аргументы, логика, доказательства. Спорь честно и искренне, не искажай мыслей и слов оппонентов. Умей отстаивать свою точку зрения, не забывая о праве других на несогласие с ней. Внимательно выслушивай собеседника. Спор — не самоцель, а средство выяснения истины» «Памятка» участнику диспута может быть составлена в шутливой форме. Например: «Не бойся выступать первым. Если у тебя есть, что поведать человечеству, пусть оно скорее это узнает. Обстреливая своих противников, не прячься за памятники великих и авторитетных людей. Сказал сам, дай сказать товарищу. Всегда самым правым быть невозможно». Подобные правила должны быть обсуждены и приняты всеми участниками диспута, а для удобства пользования их можно написать на плакате и повесить в аудитории.
В заключение диспута подводятся его итоги, утверждается главная идея, выявляется обоснованность и направленность аргументов. Вряд ли есть необходимость с учительских позиций оценивать выступления, указывать на допущенные ошибки, критиковать неудачные выступления.
Советы педагогу
Значительная методическая сложность проведения беседы, диспута заключается в том, что непринужденность, свобода суждений, непосредственность должны сочетаться с определенными правилами поведения. Иначе непринужденность перерастает в разболтанность,
63
свобода в недисциплинированность, а непосредственность в фамильярность. Чтобы избежать этого, можно принять «Правила», соблюдение которых обязательно для всех. Конечно, в каждом классе они свои. Однако при любом своеобразном варианте их формулировки важно не забыть про основу — совокупность поведенческих норм.
1 / — Уважительное отношение к любому выступающему.
—Поднятая рука — способ сообщить о своем желании выступить.
—Право на любой вопрос и собственное мнение.
—Уважение чужой точки зрения.
—Доказательность аргументов, опора на факты.
—Искренность и право учеников на молчание, когда нет желания говорить.
Изучение опыта проведения бесед и диспутов позволило выявить типичные причины неудач. Если случилось так, что в результате беседы вывод не поддерживается большинством школьников или, напротив, принимается всеми и сразу, то, возможно,
—не продуманы актуальность темы, логика построения или не
доказательны аргументы;
—была проведена не беседа (диалог), а лекция педагога (моно
лог с вопросами к ученикам);
—ситуации, предложенные для обсуждения, не были проблем
ными, то есть, вывод очевиден;
—не соблюдены основные требования и условия успешности
проведения беседы, диспута;
—взаимоотношения педагога и школьников, учащихся друг
с другом не способствуют откровенности и искренности.
Некоторые правила ведения беседы и диспута
Правило 1. Всем участникам необходимо одинаково понимать предмет обсуждения.
Правило 2. В ходе обсуждения важно придерживаться фактов, не подменяя их домыслами и эмоциями.
Правило 3. Тезисы должны не декларироваться, а доказываться, причем корректно.
Правило 4, Диспут (а иногда и беседа) может не завершиться выработкой общего решения: каждая сторона остается при своем мнении. В этом случае, если диалог велся верно и корректно, у каждого участника остается желание еще раз обсудить проблему.
64
Иногда успешному проведению беседы, диспута, достижению воспитательной цели мешает осознанное или нет применение некорректных приемов. Цель применения этих приемов — выдать непроверенное, недостоверное, а то и просто ложное за истинное, заслуживающее доверия.
Частый, но явно не корректный прием в споре — так называемая подмена тезиса. Вместо того, чтобы обосновать выдвигаемое положение, приводятся аргументы в пользу другого утверждения. Спорщик пытается переключить внимание на обсуждение другого утверждения, не имеющего прямой связи с исходным положением.
Еще один некорректный прием — использование ложных недоказанных аргументов в надежде на то, что противная сторона этого не заметит. Употребление таких аргументов нередко сопровождается оборотами: «всем известно», «давно установлено», «совершенно очевидно», «никто не станет отрицать» и др.
Некоторые некорректные приемы ведения спора (и беседы), применяемые довольно часто, получили собственные имена.
ПРИМЕРЫ НЕКОРРЕКТНЫХ ПРИЕМОВ ВЕДЕНИЯ СПОРА (И БЕСЕДЫ)
АРГУМЕНТ К ПУБЛИКЕ
вместо обоснования истинности или ложности тезиса объективными доводами пытаются опереться на мнения, чувства и настроения слушателей. Человек обращается не к своему партнеру в споре, а к другим участникам или даже случайным слушателям, апеллируя по преимуществу к их чувствам, а не к разуму.
АРГУМЕНТ КАВТОРИТЕТУ
обращение в поддержку своих взглядов к идеям и именам тех, с кем противник не посмеет спорить, даже если оци, по его мнению, не правы.
АРГУМЕНТ КЛИЧНОСТИ
противнику приписываются такие недостатки, реальные или мнимые. Которые представляют его в смешном сеете, бросают тень на его умственные способности, что подрывает доверие к его рассуждениям.
АРГУМЕНТ К СИЛЕ («К ПАЛКЕ»)
угроза неприятными последствиями или прямое употребление каких-то средств принуждения.
АРГУМЕНТ К ТЩЕСЛАВИЮ
расточение неумеренных похвал противнику в споре в надежде на то, что ОН станет мягче и покладистее.
АРГУМЕНТ К НЕВЕЖЕСТВУ
ссылка на неосведомленность противника, на доказательства, не относящиеся к существу спора.
65
Задачи
Углубление знаний об особенностях сотрудничества школы и семьи учащегося; овладение мет
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!