Модель института наставничества по сопровождению талантливых детей и молодежи

Тип статьи:
Авторская

«Позади каждого добившегося успеха человека стоит одна элементарная истина: ктото, гдето, какимто образом заботился о его росте и развитии. Этим человеком был их наставник» эти слова Дэвид Клаттербак написал в своей книге «Обучающие союзы проникновение в талант» еще в 1998 году. Он определил наставничество в виде интегрирующей функции и назвал его «наиболее мощным развивающим подходом, доступным индивидам и организациям» [7].

Наставничество по своей сути процесс, обеспечивающий поддержку. И можно выделить три наиболее распространенных типа наставничества:
« корпоративное наставничество;
«• квалификационное наставничество;
. социальное наставничество.
Примеры этих трех типов наставничества можно обнаружить во многих компаниях и организациях, причем в некоторых могут присутствовать все три типа одновременно. Существуют и разные определения наставничества. Например:
«Наставничество доверительные взаимоотношения, посредством которых проходит обучение, развиваются навыки. Результаты таких взаимоотношений могут быть измерены в терминах увеличения компетентности» (Andrey Collin).
«Наставничество длительные взаимоотношения, которые помогают развить потенциал не только «протежеученика», но и потенциал самого наставника, и организации, в которой они работают» (Suzanne Faure).
«Наставничество взаимоотношения по определенной программе, разработанной для передачи определенных компетенций вместе с мудростью жизни от одного индивида к другому» (Thomas Addington&Stephen Graves) [2].
В новом Законе «Об образовании» мы так же видим, что поддерживается совместная развивающая деятельность детей и взрослых, скрепленная их взаимопониманием. Центральной фигурой в таком взаимодействии является сам ученик, молодой человек, его мотивы и установки. Задача наставника — помочь ему раскрыть эти потребности, выбрать путь и способствовать движению по этому пути, научить учиться самостоятельно, самому себе ставить задачи на обучение, развивать главную компетенцию — постоянного обновления компетенций!
В концепции основных понятий Университета талантов наставник это специалист, работающий с молодежью, создающий устойчиводоверительные отношения в детской и молодежной среде и пользующийся авторитетом среди молодых людей. Он готов делиться своими наработками и способен поддерживать молодого человека на пути раскрытии его потенциала, развития навыков, компетенций, талантов, а также содействует его профессиональному становлению. Он помогает и сопровождает в 4 условиях самореализации молодого человека, то есть:
1.дает молодежи лучшие знания о жизнедеятельности;
2.помогает «распаковать» потенциал молодого человека;
3.создает условия для применения молодым человеком своего потенциала;
4.помогает выработать рефлексивную позицию.
В основе качеств и функций самого наставника А.И.Прицкер [4] выделяет 5 компетенций:
1.Умение слушать и слышать.
2.Создание вовлеченности и доверия.
3.Поддержание эффективного фокуса.
4.Содействие на пути к развитию.
5.Способность помогать в личностном росте.
Наставничество может быть разных типов [5]
•прямое и опосредованное
•индивидуальное и коллективное
•открытое и скрытое
Модель института наставничества по сопровождению талантливых детей и молодежи Университета Талантов Республики Татарстан построена как последовательное развитие и эффективное взаимодействие молодого человека и его наставника [3].
На первоначальном уровне мы видим большое поле наставников, как некое открытое сообщество, которое работает на поиск и выявление талантов. Здесь за основу берется утверждение «Каждый ребенок талантлив».
На следующем этапе эти наставники из разных сфер: наука, образование, культура, спорт, предпринимательство, бизнес и производство, попадая в Университет Талантов через открытые мероприятия, конкурс соорганизаторов, становятся настав
никами направлений «Генеральный конструктор», «Кооперация таланта», «Предпринимательские игры», «Чемпионат научных состязаний». Здесь главным посылом является поддержка и сопровождение таланта. Развитие потенциала ребенка идет параллельно с развивающимся наставничеством [7]. На этом этапе наставники имеют возможность участвовать в практическом конкурсеакселераторе «Всероссийская Олимпиада наставников». В Государственной программе «Стратегическое управления талантами в Республике Татарстан на 20152020 годы» поставлена необходимость решения 4 задач: внедрение лучших моделей развития прорывных компетенций для детей и молодежи, формирование ценностных ориентации (неформальное дуальное /проектное / тренерское обучение, наставничество и др.). Олимпиада открытая коммуникационная площадка для представления и признания профессионального мастерства наставников, трансляции и тиражирования практик лучшего опыта работы с одаренными и талантливыми детьми и молодежью в Республике Татарстан и за ее пределами. Предметом Олимпиады является управление педагогическим решением наставника на всех этапах сопровождения талантливых детей и молодежи от выбора идеи наставнической (продюсерской) поддержки до применения ее на практике [1]. В формате игрысостязания мы видим талантливых наставников и их воспитанников во взаимодействии, где они проактивно поддерживают друг друга. Тем самым мы выявляем лучшие практики по работе с талантами.
Среди детей формируется состав студентов Университета Талантов это победители и призеры международных, всероссийских и республиканских соревнований, входящих в Республиканский реестр конкурсных мероприятий. Мы их определяем как Hipoмолодежь (молодежь с высоким потенциалом). Именно для них мы готовим сообщество эффективных Hipo наставников, готовых и знающих как помочь таланту в личном и профессиональном самоопределении. Важную роль здесь имеют наставники производства. Именно они через профессиональные пробы и систему стажировок формируют карьерную навигацию молодого человека, помогают найти свое уникальное применение в экономике Республики.
Таким образом, мы понимаем, что для поддержки и сопровождения талантов необходима система подготовки уникальных наставниковпрофессионалов, которые готовы к амбициозным вызовам одаренных детей и молодежи, которые уверены в своих позиция и силах, способны через личный пример и мастерство наставничества решать актуальные задачи современности.
Ключевые слова: Наставничество, наставник, сопровождение одаренных детей.
Список литературы
1.Государственная программа «Стратегическое управление талантами в Республике Татарстан
на 20152020 годы» // Справочноинформационная система Гарант.
2.Журнал «Управление персоналом» №19/2005г, с.5056.
3.Концепция развития и реализации интеллектуальнотворческого потенциала детей и моло
дежи Республики Татарстан «Перспектива» // Справочноинформационная система Гарант.
4.Путешествие в менторинг / А.И. Прицкер. М.: Издательство 2017. с.3645
5.Сборник лучших мировых технологий и практик по вопросам развития и управления талан
тами «Discovery of Talents / Открытие талантов / Сэлэтлелэр ачылышы». Профессиональное само
определение / Под общ. ред. С.С. Гиля, М.А. СикорскойДекановой Казань, 2015. с.3031
6.http://www.scienceforum.ru/2015/808/8572 Карачева Е.В., Тесленко И.В. Институт наставниче
ства: пережиток прошлого или реальность
7.http://www.trainings.ru/library/articles/7idH0149 Мировые практики использования системы на
ставничества
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!