​Комплексное сопровождение профессионального самоопределения

Тип статьи:
Авторская

Комплексное сопровождение профессионального самоопределения (школа ~ семья общество) основной механизм для активизации профессионального развития личности. Фундамент будущей компетентности закладывается в детстве: от развития интереса к профессии к постепенному наращиванию знаний, умений и навыков и далее к творчеству и профессионализму.

Отвечая на ключевые запросы общества, школа должна сделать акцент на формирование у обучающихся сферы личностных способностей: гибких практических умений успешного разрешения профессиональных и личностных проблем, овладение личностными компетентностями.
В этой логике основной целью профессиональной ориентации становится развитие целостной личности, способной к саморазвитию и быстрой адаптации к изменяющимся условиям жизни в глобальном мире, способной к созиданию инноваций и самостоятельному генерированию идей.
Мотивационным фактором для овладения ключевыми компетенциями, необходимыми для профессионального самоопределения, является развитие интереса к профессиям будущего. Прогнозирование профессиональных функций, которые будут востребованы через 1015 лет, позволяет уже сегодня формировать надпредметные навыки для овладения перспективными отраслями и профессиями.
Учебнометодический комплекс «Профессиональный навигатор» для обучающихся 9х классов общеобразовательных организаций позволяет формировать образовательные треки, обеспечивающие профессиональное самоопределение с учетом «психотипа», способностей и целей каждого учащегося. Четкое определение алгоритма действий для каждого участника образовательного процесса делает учебнометодический комплекс «Профессиональным навигатором» для учителей, детей и родителей.
В данном контексте, учителю отводится роль модератора, способного самостоятельно координировать профессионально образовательные маршруты обучающихся, следовательно,
основной акцент в комплексной методике делается на формирование профессиональной компетентности педагогов в части профессионального самоопределения обучающихся.
Методические рекомендации для учителя, разработанные в рамках комплекса «Профессиональный навигатор», направлены на формирование готовности к самостоятельному решению профориентационных задач. Ознакомившись с разнообразными подходами к решению проблем профессионального выбора, современными методиками и технологиями профессиональной ориентации, учитель сможет самостоятельно моделировать профориентационную работу в условиях каждого конкретного класса. Он становится персональным наставником, который поможет ребенку определить свои интересы, выбрать приоритеты и цели, принять взвешенное решение: кем быть.
Рабочая тетрадь для обучающихся по курсу «Профессиональный навигатор»
включает информацию о профессиях, наиболее востребованных сегодня и профессиях будущего, задания, направленные на выявление профессиональных интересов и склонностей, предлагает возможные способы профессионального самоопределения.
Точкой отсчета является сфера желаемости. Задания в рабочей тетради направлены на выявление интересов личности к определенным сферам деятельности, мотивов, побудивших ее к данному выбору. Определение уровня развития общих и специальных способностей позволяет наметить траекторию их дальнейшего развития.
Учитывая, что современная профориентация все больше переходит в практическое русло, в качестве основного метода познания своих интересов и склонностей обучающимися в пособии предложена профессиональная проба или метод погружения. Выполнение проектных заданий на предприятиях ключевых отраслей региональной экономики позволяет сделать осознанный выбор в пользу профессий, востребованных на рынке труда, а также просчитать возможности дальнейшего профессионального роста.
Подробнее узнать о различных сферах профессиональной деятельности, усвоить информацию, получить опыт работы в коллективе, в игровой форме познать реальность жизненных ситуаций позволяет использование интерактивных технологий: деловая игра, метод ситуационного анализа, квест.
Проблемным полем современной профориентации является работа с родителями. Рабочая тетрадь, входящая в состав УМК «Профессиональный навигатор», содержит информационный материал о профессиях и основных правилах выбора, задания для объективной оценки возможностей своего ребёнка. «Консультации домашнего психолога» помогут родителям не только преодолеть трудности подросткового возраста, но и выстроить доверительные отношения. Родители и учащиеся должны понимать, что успешность профессионального выбора зависит от сформированности личностных и профессиональных качеств, профессиональных предпочтений и от того, что сегодня востребовано на рынке труда.
Ключевые слова: профессиональная ориентация; профессиональное самоопределение; рынок труда; педагогическая компетентность; профессиональные интересы, склонности; психотип, индивидуальный профессиональнообразовательный маршрут.
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!