Выявление талантов

Тип статьи:
Авторская

Не секрет, что недостаточно обнаружить талант, нужно уметь его развить. Обобщённо можно выделить два подхода к поддержке и развитию талантливой молодёжи:

1.Широкая работа с массами, в результате которой проявляются наиболее
одарённые как за счёт конкуренции, так и за счёт взаимообогащения;
2.Немассовая, «точечная» концентрация ресурсов на работе с «подающими надежды».
На самом деле, нельзя строго отделить один подход от другого: с одной стороны, без наличия скольнибудь массовой системы работы с молодёжью не проявятся и талантливые; с другой стороны, у любого общества всегда ограничены ресурсы и следует использовать их наиболее эффективно, т.е. концентрировать в первую очередь на тех, от кого можно ожидать наибольшей отдачи.
Первый из указанных подходов можно условно отнести к советскому опыту государственной молодёжной политики в отношении талантливой молодёжи, второй к западному типу, ключевой посыл которого «сделай себя сам». Каждый из подходов отличается своими специфическими технологиями работы с одарёнными молодыми людьми.
Широко практикуется система конкурсов, стипендий и грантов, но с определенной спецификой. Наиболее успешные ученики и студенты получают значительную финансовую поддержку. Например, выходцы из самых бедных американских семей могут добиться полного бесплатного обеспечения обучения. В Германии функцию проведения конкурсов, выдачи премий и реализации проектов государство передает общественным организациям, соблюдая принцип субсидарности. Эксперты отмечают студенческий спорт в США, где создана система отбора, поддержки и профессионального сопровождения подающих надежды студентовспортсменов.
В системе высшего образования практикуется тьюторская система. Студент может сам себе выбрать курсы, которые он посещает. В свою очередь профессор выбирает учеников среди слушателей и затем индивидуально с ними занимается.
Особого внимания заслуживает система сопровождения талантливой молодежи после окончания университета. В западных странах следят за успехами человека и его ведут в течение 510 лет после окончания университета. Практикуются программы обмена, работа в институтах высших исследований, чтобы зафиксировать успех тех, кто в университете себя хорошо проявил.
При университетах существует система консалтинговых агентств, которые помогают ориентироваться на рынке труда и определении жизненной стратегии. Работают Центры развития карьеры. Для студентов выпускных курсов устраиваются ярмарки вакансий, корпоративные мероприятия. С их помощью успешно решаются вопросы трудоустройства молодых специалистов.
На базе университетов работает развитая сеть студенческих политических и общественных организаций. Они структурированы и имеют возможность развивать свою деятельность в стенах ВУЗа. В них талантливые молодые деятели могут начать себя реализовывать как молодежные лидеры, начинающие общественные и политические деятели.
Следует отметить, что иногда формы и методы поддержки и развития талантливой молодёжи, признанные в одних странах неудачными, в других активно внедряются. Так, например, Республики Казахстан и Узбекистан создали систему специальных учебных заведений для одаренных школьников, хотя в Европе, Израиле и США это направление в настоящее время не считается перспективным, так как при его реализации увеличивается дистанция между одаренными детьми и их сверстниками, усложняется процесс адаптации одаренных молодых людей к реальным жизненным условиям.
Таким образом, существует определённая специфика в различных странах.
Литература
1.Белова Е. Одаренные дети // Дошкольное воспитание, № 4. 2015, с. 6975.
2.Богоявленская Д.Б. Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Ин
фраМ, 2007. 430 с.
3.Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. М.: Приор, 2011. 780 с.
4.Лопатина М.А. Работа с одаренными учащимися // Завуч, 2009, №6, с. 7072.
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!